Европейцы разрабатывают ядерную ракету для исследований космоса

Европейское космическое агентство (ESA) привлекло ряд научных организаций к созданию ядерного электрического ракетного двигателя. Он будет значительно эффективнее химических, используемых сейчас, и сможет работать даже там, где солнечного света очень мало.

Ядерный двигатель на орбите
Ядерный двигатель на орбите. Источник: ESA

Ядерный двигатель от ESA

Научная программа RocketRoll, реализацией которой занимаются ученые из Пражского и Штутгартского университетов с участием инженеров из OHB Czechspace и OHB System, имеет целью оценить перспективы использования в космосе ядерных двигателей. Осуществляется она в интересах и под руководством ESA.

Главной причиной, почему последнее все активнее интересуется темой ядерных ракет, является то, что химические реактивные двигатели приблизились к пределу своей эффективности. Их удельный импульс уже не удастся сделать заметно больше, как ни старайся. Поэтому европейских инженеров интересуют двигатели, использующие энергию деления тяжелых ядер, в первую очередь — ядерные электрические (NEP).

Этот тип двигателей использует ядерную энергию косвенно. Вначале источник на основе реакции деления вырабатывает электрический ток, питающий основную движущую установку, которая представляет собой какой-то из вариантов ионного или плазменного двигателя.

Ученые и инженеры, получающие финансирование в рамках этой программы, в течении следующих 11 месяцев должны разработать технико-экономическое обоснование в рамках Программы подготовки будущих пусковых установок ESA (FLIPP) и определить преимущества использования NEP перед классическими силовыми установками для сложных миссий.

Где будет использоваться NEP

Необходимость разработать ядерный двигатель вытекает из того факта, что человечество переходит ко все более длительным миссиям в глубокий космос и вскоре даже может попробовать жить в нем. Для этого требуется иметь немалый запас маневра для космических аппаратов, и электрические ядерные двигатели действительно в этом плане могут соперничать с химическими. При том, что NEP очень похож по принципу действия на ионные, которые используются сейчас на малых космических аппаратах, он имеет огромные преимущества. Сейчас для питания подобных двигательных установок используются в основном солнечные батареи. Ядерный реактор способен производить гораздо большую мощность, и она мощность не будет зависеть от того, находится ли космический аппарат рядом с Солнцем или же вдали от него.

Кстати, NASA в последнее время также интересуется ядерными двигателями, причем по тем же причинам. Однако их общий с DARPA проект сосредоточен на тепловых ядерных двигателях — другом типе, где происходит прямое превращение ядерной энергии в движущую силу. Они более мощные, но производят гораздо больше радиоактивных отходов.