Есть ли жизнь на Земле с точки зрения космических аппаратов?

Осенью 1989 года в космос был отправлен аппарат Galileo, предназначенный для изучения Юпитера и его спутников. Учитывая большое расстояние до своей цели, Galileo совершил круговое путешествие по внутренней части Солнечной системы для гравитационного маневра, пролетев мимо Венеры в 1990 году и Земли в 1990 и 1992 годах. Во время пролета мимо Земли аппарат сделал снимки нашей планеты, которые стали важными для изучения возможности существования жизни на Земле.

Galileo
Фото Земли, сделанное космическим кораблем Galileo в 1990 году. Авторство изображения: NASA/JPL

Идея поиска жизни на Земле в XXI веке может показаться несложной. Но для астрономов это исследование является полезным, поскольку они активно ищут жизнь в других уголках Вселенной. Изображения, полученные Galileo, даже сегодня используются в качестве тестовой площадки для сравнения со снимками сигнатур экзопланет. Поскольку получение прямых изображений экзопланет пока находится на раннем этапе, астрономы все еще изучают, что эти изображения могут нам рассказать.

NASA
Детальное изображение Земли и того, как она выглядит как удаленная экзопланета. Авторство: NOAA/NASA

Таким образом, ученые сосредотачиваются на дисково-интегрированных изображениях, когда свет планеты рассматривается как единое целое. Вместо детальных изображений Земли команда рассматривает интегрированные изображения, полученные на ограниченной твердотельной камере (SSI). Анализируя эти изображения, ученые исследуют общую яркость и спектры, чтобы получить информацию о Земле.

Исследователи обнаружили, что часть спектральных данных на интегрированных изображениях оказалась очень размытой, что затрудняет идентификацию биосигнатур. Однако удалось обнаружить линию поглощения кислорода, что свидетельствует о его наличии в атмосфере Земли. Это не является окончательным доказательством существования жизни, но это важный шаг вперед.

Strauss
Соотношение яркости красный/фиолетовый и УФ/фиолетовый показывают рельеф Земли. Авторство: Strauss

Интересно, что команда изучила изменения альбедо, или яркости отражения, когда Земля вращается. Это помогло примерно определить расположение континентов и океанов. Такой анализ позволил доказать, что Земля состоит из смеси суши и океанов, что делает ее пригодной для жизни.

Основное преимущество этого исследования заключается в том, что оно предоставляет базовый уровень для потенциально пригодных для жизни экзопланет. Оно показывает, как выглядит планета, пригодная для жизни, если смотреть на нее издалека с ограниченным разрешением. Зная это, астрономы будут иметь критерии для определения похожих экзопланет, что поможет им в поисках жизни в других уголках Вселенной.

Ранее мы сообщали о том, что инопланетяне не видят на Земле признаков разума.

По материалам universetoday.com