EHT получил изображение джетов далекого квазара

В прошлом году астрономы опубликовали первое в истории изображение «силуэта» сверхмассивной черной дыры в галактике M87. Оно было получено коллаборацией EHT (Event Horizon Telescope), в которую входят восемь синронизированных радиотелескопов, расположенных в разных уголках нашей планеты. Это позволило создать виртуальный аналог антенны размером почти с земной шар.

Историческое изображение «тени» черной дыры в галактике M87. Источник: EHT Collaboration

M87 была не единственной целью проекта. Астрономы также использовали EHT для наблюдения квазара 3С 279, расположенного в созвездии Девы на расстоянии 5 млрд световых лет от Млечного Пути. Этот объект является мощнейшим источником излучения, обусловленного активность находящейся в его центре сверхмассивной черной дыры.

Джеты квазара 3C 279. Источник: J.Y. Kim (MPIfR), Boston University Blazar program, and the EHT Collaboration

На основании данных EHT ученые смогли синтезировать детальные изображения джетов, исходящих из ядра 3С 279. До этого подобной детализации удавалось достичь лишь в рамках компьютерного моделирования. Оказалось, что обычно прямые струи выбрасываемого вещества в своем основании имеют закрученную форму. Также были обнаружены перпендикулярные структуры, которые могут быть интерпретированы как полюса аккреционного диска, являющегося источником джетов. Кроме того, астрономам удалось измерить скорость выбросов: она достигает 99,5% скорости света.

Спутник увидел цветение воды вблизи Гренландии