Двойной ад Солнечной системы

45 лет назад у Плутона обнаружили спутник Харон. Вместе они образуют один из самых удивительных объектов, известных астрономам — двойную карликовую планету. А учитывая происхождение названий этих двух объектов и условий на их поверхности, их вполне можно считать адом, царством мертвых Солнечной системы.

Харон

Открытие Харона

С самого своего открытия в 1930 году Плутон раздражал ученых своей необычностью. Сначала оказалось, что он вращается по вытянутой и сильно наклоненной к эклиптике орбите, еще и время от времени бывает ближе к Солнцу, чем Нептун. Потом стало ясно, что по размеру это тело сопоставимо с Луной, то есть до «больших планет» оно сильно не дотягивает.

Джеймс Кристи
Джеймс Кристи. Источник: alchetron.com

Однако 22 июня 1978 года ученые поняли, что интереснейшей особенности Плутона они до сих пор не замечали. В этот день американский астроном Джеймс Кристи обнаружил, что карликовая планета на фотографиях порой выглядит немного удлиненной, причем удлиненность появлялась и исчезала с периодом около недели. Ученый сделал вывод, что за это явление «отвечает» плутонианский спутник.

Сначала Кристи хотел назвать этот спутник в честь своей жены Шэрон, но понимал, что Международный астрономический союз такого точно не допустит. Поэтому он начал пересматривать все возможные названия, связанные с богом подземного царства Плутоном, и остановился на Хароне — персонаже античной мифологии, который занимался тем, что перевозил души умерших через реку Стикс.

Мифический Харон в представлении Гюстава Доре. Источник: Википедия

«Харон» звучит очень похоже на «Шэрон», поэтому этот вариант всем понравился и впоследствии стал официальным названием небесного тела.

Двойная планета

Харон удивил ученых почти сразу. Еще Кристи установил, что период его обращения вокруг Плутона составляет 6,387 суток, а более поздние исследования показали, что его орбита имеет радиус около 19 600 км — это почти в 20 раз меньше среднего расстояния между Луной и Землей.

Харон кружит вокруг Плутона
Харон кружит вокруг Плутона. Источник: Википедия

Еще позже ученые узнали, что диаметр Харона составляет 1212 км, и это лишь вдвое меньше, чем у Плутона. Ни одна другая планета Солнечной системы и ее спутник не имеют такого соотношения масс и расстояний. Зато, как оказалось уже в XXI веке, такая картина характерна для многих объектов пояса Койпера.

Поэтому не совсем правильно будет говорить, что Харон вращается вокруг Плутона. На самом деле оба небесных тела вращаются вокруг общего центра масс. Поэтому их некоторое время считали двойной планетой.

В начале 2000-х астрономы как раз решали, что делать с Эридой и кучей других крупных тел, открытых за орбитой Нептуна. Предлагалось их также признать планетами. Тогда победила другая мысль: появился класс карликовых планет. Харон официально остался спутником Плутона, однако ученые решили, что в будущем вопрос статуса этой удивительной двойной системы еще рассмотрят.

Ледяной ад

До 2015 года о двойной системе Плутон — Харон ученые знали преимущественно то, что там адски холодно. Можно было бы поспорить, что в аду должно быть горячо, однако это касается не всех мифологий. Скандинавское царство мертвых Гельгейм, например, невероятно холодное.

Поверхность Плутона глазами аппарата New Horizones
Поверхность Плутона глазами аппарата New Horizones. Источник: www.britannica.com

Температура на поверхности обоих тел составляет всего 40–60 K, что соответствует 233–213 градусам ниже нуля по Цельсию. При таких условиях в твердое состояние переходят не только вода и воздух, но и большинство газов. Неудивительно, что когда в 2015 году мимо системы Плутон — Харон пролетел аппарат New Horizons, то оказалось, что их поверхность состоит из различных видов льда: азотного, метанового, водяного и замерзшего монооксида углерода (угарного газа).

Все эти газы медленно испаряются и формируют едва заметные атмосферы двух тел, которые довольно быстро рассеиваются в космическом пространстве из-за малой силы тяжести. Поэтому условия там действительно не очень приятные.

И что уж точно характерно для страны мертвых из любой мифологии — на Плутоне и Хароне темно. Солнце для наблюдателей в двойной системе будет выглядеть в среднем в 1600 раз тусклее, чем на Земле. И хотя создаваемое им освещение все еще в 250 раз сильнее, чем в лунную ночь во время полнолуния, все равно на Хароне царят вечные сумерки.

«Адские» места Плутона

За 45 лет, прошедших с момента открытия Харона, ученые обнаружили в двойной системе много интересного. И многие из них получили названия, связанные с царством мертвых или просто нехорошими местами из разных культур.

Харон и Солнце над поверхностью Плутона
Харон и Солнце над поверхностью Плутона. Источник: Википедия

Например, два из четырех малых спутников карликовой планеты, открытых уже в новом тысячелетии, получили имена, связанные с потусторонним миром греческой мифологии. Первый назвали Стиксом — в честь той самой реки, через которую Харон перевозил мертвых. Второй — Цербером, в честь ужасного трехглавого пса с хвостом-змеей, который, по легендам, охранял вход в подземное царство.

На самом Плутоне существует большое количество объектов, связанных с этой темой. Примером здесь быть гряды скал Пандемониум и Тартар. Первая из них получила название в честь столицы ада из поэмы Джона Мильтона «Потерянный рай», вторая — в честь бездны, находившейся под античным царством мертвых. Именно там олимпийские боги заточили своих противников — титанов.

В честь героев мифов получили названия флюктусы — характерные для Плутона формы рельефа, образовавшиеся в результате изливания жидкости из его глубин. Их назвали именем греческого бога Диониса, раба Ксантуса сопровождавшего его в странствии, персонажа африканских легенд Мпобе и Пера Портье из французской поэмы — все они также добровольно путешествовали по аду.

Гряда Тартар на Плутоне
Гряда Тартар на Плутоне. Источник: steemit.com

Еще на Плутоне есть длинные низкие долины, или борозды. Им тоже присвоили имена вымышленных путешественников в ад. Здесь можно встретить не только сына Одина Гармонда и его восьминогого коня Слейпнира, которые путешествовали в Гельгейм, чтобы забрать брата Бальдра, но и китайского царя обезьян Сунь Укуна, а также проводников Данте по кругам ада — Вергилия и Беатриче.

Кроме того, на Плутоне есть темные пятна непонятной природы — макулы. Они были названы в честь злых богов и созданий из классических мифологий и литературных произведений. Например, одна из макул носит имя Моргота — злого духа из вымышленного Джоном Толкином мира Средиземья, другая — служившего ему огненного духа Балрога. Еще одно темное пятно называется Ктулху, в честь вымышленного Говардом Лавкрафтом темного божества, сочетающего в своем образе черты человека, осьминога и рептилии.

Фантастический мир Харона

Команда ученых, которая работала с зондом New Horizons, предложила давать объектам на поверхности Харона названия, связанные с научной фантастикой или ее авторами. На сегодня Международный астрономический союз частично поддержал это предложение. Часть названий, придуманных учеными, стала официальной, часть — остается непризнанной.

Понятно, что здесь тоже не обошлось без «адской темы». Одной из самых заметных деталей поверхности Харона является огромное темное пятно в его северном полушарии. Оно образовалось в результате оседания органических веществ в условиях чрезвычайно низких температур. Эта местность, по сути, является гигантской макулой. Она получила название Мордор. Так в вымышленной вселенной Джона Толкина называется малопригодная для жизни равнина, населенная орками.

Мордор на Хароне
Мордор на Хароне. Источник: www.nytimes.com

Огромное ледяное нагорье на Хароне получило название Оз в честь волшебной страны из произведений Фрэнка Баума, а самый большой кратер — Дороти. Именно так в оригинальной сказке звали девочку, которую волшебный вихрь унес туда.

Чести «попасть на Харон» удостоились четверо авторов фантастических произведений: писатели Артур Кларк, Октавия Батлер, Энн Маккефри и режиссер Артур Кларк (хотя на самом деле названы они в честь тезки писателя). Кроме того, здесь множество кратеров и других деталей рельефа, названных именами героев разных произведений: Люка Скайуокера, Ходжи Насреддина, Джеймса Кирка, Элен Рипли и даже Алисы, которая путешествовала по Стране Чудес и Зазеркалью.