Двойная система образовалась из двух отдельных звезд

Астрономы наблюдали, как в туманности, где происходит звездообразование, одно светило приблизилось к другому. На своем пути оно исказило линии магнитного поля.

Новорожденная двойная система
Двойная система образуется в молекулярном облаке

Новорожденная двойная система

Астрономы, наблюдавшие за молекулярным облаком L483, увидели, как в нем достаточно необычным способом формируется двойная система. Эта туманность является привычным местом звездообразования, и ученые решили понаблюдать за ней с помощью летучей инфракрасной обсерватории NASA SOFIA.

Обычно в таких облаках магнитные поля направлены в определенном направлении — параллельно направлению, в котором в них движутся звезды. Однако в этом случае оказалось, что в одном месте вблизи новорожденной звезды силовые линии повернуты на 45 градусов.

Для того чтобы определить, что же там происходит, ученые использовали массив антенн ALMA, расположенный в Чили. Он позволил увидеть потоки вещества внутри L483. Оказалось, что рядом со звездой, так заинтересовавшей ученых, находится еще одна.

Судя по наблюдениям, она образовалась достаточно далеко от первой, хотя и в том же молекулярном облаке. И сейчас между ними происходит гравитационное и электромагнитное взаимодействие, которое должно закончиться образованием двойной системы. Какой она будет, пока сказать трудно, но сейчас звезды находятся на расстоянии, как от Солнца до Плутона.

Что нового в этой системе

Образование двойных систем в молекулярных облаках является обычным делом. Это происходит одним из двух способов. Туманность может оказаться настолько плотной, что две звезды образуются очень близко, и между ними возникает гравитационное взаимодействие. Другой путь заключается в том, что протопланетный диск вокруг светила оказывается невероятно большим, и на нем образуется второй объект, где начинаются термоядерные реакции.

Образование системы из двух случайно встретившихся в космосе звезд обычно считается невозможным. Они просто не могут погасить скорость относительно друг друга. Однако в изучаемом случае речь идет о молодых светилах, которые все еще формируются и двигаются сквозь электрически заряженное облако.

В этом случае сопротивление среды может оказаться достаточным для того, чтобы звезды образовали пары. Более того, похоже, что такой вариант предоставляет наилучшие условия для возникновения в двойной системе планет.