Длиной в 140 Млечных Путей: найден крупнейший джет черной дыры

Астрономы из Калифорнийского технологического университета обнаружили самую большую пару джетов черных дыр из всех, когда-либо наблюдавшихся. Ее общая протяженность составляет 23 миллиона световых лет. Это равносильно тому, как если бы 140 галактик вроде нашего Млечного Пути расположились друг за другом.

Джет Порфирион в представлении художника. Источник: E. Wernquist / D. Nelson (IllustrisTNG Collaboration) / M. Oei

Система джетов получила название Порфирион — в честь великана из греческой мифологии. Ее источником является огромная галактика, которая в десять раз больше нашей. Она расположена на расстоянии в 7,5 млрд световых лет от Земли. В ее центре находится сверхмассивная черная дыра, которая активно поглощает вещество. Этот процесс сопровождается образованием гигантских потоков плазмы, которые выбрасываются вдоль ее оси вращения. Их общая мощность эквивалентна триллионам Солнц.

До открытия Порфириона, крупнейшей подтвержденной система джетов была Альционея, также названная в честь великана из греческой мифологии. Ее обнаружила в 2022 году та же команда исследователей, что и Порфирион. Альционея охватывает область пространство, эквивалентную примерно 100 Млечным Путям. Для сравнения, ближайшая к Земле крупная система джетов, созданная галактикой Центавр А, простирается на 10 Млечных Путей.

Порфирион был обнаружен при помощи радиотелескопа LOFAR. До его наблюдений астрономам были известны сотни систем мегаджетов, но в целом они считались довольно редкими объектами. Однако LOFAR удалось обнаружить огромную скрытую популяцию из более чем 10 тысяч подобных структур.

Композитное изображение галактики Центавр А, демонстрирующее ее джеты. Источник: ESO/WFI (Optical); MPIfR/ESO/APEX/A.Weiss et al. (Submillimetre); NASA/CXC/CfA/R.Kraft et al. (X-ray)

По мнению исследователей, это позволяет предположить, что гигантские джеты могли оказывать большее влияние на формирование галактик в молодой Вселенной, чем считалось ранее. Порфирион существовал в раннюю эпоху, когда галактики были ближе друг к другу, чем сейчас. Это означает, что огромные джеты, подобные Порфириону, могли оказывать намного большее влияние на космическую паутину (так называют соединяющие и питающие галактики нити) по сравнению с джетами в нашей локальной Вселенной. Они переносили огромное количество энергии, которая влияла как на рост галактик-хозяев, так и других галактик рядом с ними.

При этом, пока астрономы точно не знают, как именно джеты умудрялись вырастать до таких огромных размеров не дестабилизируясь. В ходе исследования им не удалось найти ничего особенного в их окружении, что могло бы объяснить их гигантский размер. По рабочей версии, для этого необходим необычайно длительный и стабильный режим «питания» черной дыры, чтобы она была активной в течение миллиарда лет и ее джеты оставались направленными в одну и ту же сторону в течение всего этого времени.

По материалам Phys.org