Дисбаланс энергии на Марсе может вызвать пылевые бури

Дисбаланс энергии, которую Марс получает от Солнца и отдает в космическое пространство, может вызвать пылевые бури. К такому выводу по поводу этих катастрофических явлений пришли исследователи на основе изучения данных, собранных космическими аппаратами.

Пыльные бури на Марсе могут носить катастрофический характер
Пылевая буря на Марсе. Источник: New Scientist

Что показали исследования теплового баланса Марса

Ученые из Космического центра Годдарда, Лаборатории реактивного движения NASA и ряда университетов провели исследование теплового баланса Марса. Они определили количество энергии, которую планета получает от Солнца, и сравнили с той, которую она излучает в космос. Эти работы крайне важны для будущего освоения Красной планеты.

Баланс теплового излучения является одним из важнейших факторов, влияющих на климат любого тела. Ведь разница притока и оттока тепла является энергией, которая накапливается в атмосфере или, наоборот, теряется ею.

Для оценки этого процесса на Марсе исследователи использовали данные, собранные космическими миссиями Mars Global Surveyor (MGS), Curiosity и InSight. При этом они смогли привязать данные к смене дня и ночи и сезонов. Особенно их интересовало, как изменяется излучение от планеты во время пылевых бурь.

Исследования показали, что между сезонами на Марсе присутствует значительный тепловой дисбаланс. Он достигает 15,3 процента. На Земле, для сравнения, этот показатель составляет только 0,4 процента. Такой дисбаланс может являться причиной пылевых штормов.

Пыльные бури на Марсе

Пыльные бури на Марсе — это самое масштабное явление в атмосфере планеты. Они могут накрыть огромную площадь, гораздо больше, чем любой ураган на Земле. Во время одного из таких штормов в 2018 году была потеряна связь с марсоходом Oportunity. Остальные зонды на поверхности также сильно рискуют во время каждой бури.

Исследования показывают, что при пылевой буре на Марсе наблюдается значительный суточный дисбаланс энергии. Днем планета излучает тепла на 22 процента меньше обычного, а ночью — на 29 процентов больше.

Избыток энергии в атмосфере как причина возникновения штормов хорошо известен для Земли и других планет. Но на Марсе этот процесс до сих пор был достаточно слабо изучен. Атмосфера планеты аккумулирует тепло, которое потом питает пыльные бури. И мы только начали понимать, как это происходит.

По материалам www.universetoday.com