Европейское космическое агентство (ESA) опубликовало пять свежих снимков, сделанных космическим телескопом Euclid. На них можно увидеть галактические скопления, регион активного звездообразования и спиральную галактику.

Беспрецедентные результаты

Телескоп Euclid был запущен в июле 2023 года. Основная задача аппарата заключается в изучении таинственной темной материи и темной энергии — невидимых сил, которые, по словам ученых, составляют 95% известной нам Вселенной. Для этого Euclid осуществляет высокоточные измерения красных смещений галактик, расположенных в радиусе до 10 млрд световых лет от Млечного Пути.

Космический телескоп Euclid (концепт). Источник: ESA

23 мая ESA опубликовало ранний каталог миссии. Несмотря на то, что он охватывает всего один день наблюдений, Euclid удалось обнаружить свыше 11 млн в объектов в видимом свете и еще 5 млн — в инфракрасном.

В честь этого события ESA также опубликовало пять сделанных Euclid снимков. Они как минимум в четыре раза четче тех, что можно сделать при помощи наземных телескопов. Это не просто красивые картинки. Особенность Euclid заключается в его универсальности. Телескоп может очень детально и глубоко охватывать большие участки неба и способен запечатлеть на одном снимке широкий спектр различных объектов: от тусклых до ярких, от далеких до близких, от массивных скоплений галактик до маленьких планет.

По словам ученых, снимки телескопа демонстрируют его беспрецедентные возможности. Помимо охоты за темной материей, Euclid оказался способен обнаруживать планеты-изгои, картографировать звездные скопления, искать карликовые галактики и многое другое.

Снимки Euclid

Первый снимок Euclid демонстрирует галактическое скопление Abell 2390. Оно расположено на расстоянии 3 млрд световых лет от Земли и состоит из 50 тыс. галактик. В центре фото можно увидеть прекрасное проявление гравитационного линзирования в виде дуг. Многие из них на самом деле являются несколькими изображениями одного и того же далекого объекта.

Галактическое скопление Abell 2390. Источник: ESA/Euclid/Euclid Consortium/NASA, image processing by J.-C. Cuillandre (CEA Paris-Saclay), G. Anselmi

Второе фото демонстрирует M78 — регион активного звездообразования, расположенный на расстоянии 1300 световых лет от Земли. При помощи своей инфракрасной камеры Euclid заглянул вглубь этого звездного роддома, составив беспрецедентную карту сложных нитей газа и пыли, а также обнаружил недавно сформировавшиеся звезды и планеты.

Регион активного звездообразования М 78. Источник: ESA/Euclid/Euclid Consortium/NASA, image processing by J.-C. Cuillandre (CEA Paris-Saclay), G. Anselmi

На третьем снимке можно увидеть спиральную галактику NGC 6744. Благодаря своей разрешающей способности, Euclid удалось детально картографировать ее структуру.

Галактика NGC 6744. Источник: ESA/Euclid/Euclid Consortium/NASA, image processing by J.-C. Cuillandre (CEA Paris-Saclay), G. Anselmi

На четвертом изображении запечатлено галактическое скопление Abell 2764 (вверху справа), состоящее из сотен галактик, окруженных огромным ореолом темной материи. Euclid запечатлел множество объектов на этом участке неба, включая фоновые галактики, более далекие скопления и взаимодействующие галактики. На фото также попала яркая звезда переднего плана (нижняя часть снимка), на самом деле находящаяся в нашем Млечном Пути.

Галактическое скопление Abell 2764. Источник: ESA/Euclid/Euclid Consortium/NASA, image processing by J.-C. Cuillandre (CEA Paris-Saclay), G. Anselmi

На пятом снимке можно увидеть взаимодействующие галактики в созвездии Золотая Рыба. Они расположены на расстоянии 50 млн световых лет от Земли.

Взаимодействующие галактики в созвездии Золотая Рыба. Источник: ESA/Euclid/Euclid Consortium/NASA, image processing by J.-C. Cuillandre (CEA Paris-Saclay), G. Anselmi