«Чёртова отрава»: китайская ракета с токсичным топливом упала в населенной местности

22 июня Китай осуществил пуск ракеты «Чанчжэн-2С». Она успешно вывела на орбиту рентгеновский телескоп SVOM. Запуск оказался омрачен тем, что один из боковых ускорителей ракеты упал в населенной местности.

Упавший ускоритель китайской ракеты «Чанчжэн-2С»

SVOM является совместной разработкой Китайской академии наук и Национального центра космических исследований Франции. Аппарат будет искать гамма-всплески. Это самые яркие электромагнитные события во Вселенной. Как считается, они возникают в результате гибели наиболее массивных светил или таких событий, как слияния нейтронных звезд и/или черных дыр. Ученые надеются, что собранные SVOM данные позволят им лучше разобраться в том, как именно происходят гамма-всплески.

Запуск телескопа завершился успехом. Однако новости об успешном выведении SVOM на орбиту быстро затерялись в потоке сообщений и видеозаписей в китайских соцсетях. На них можно увидеть падение одного из ускорителей использовавшейся для пуска ракеты «Чанчжэн-2С». Он упал в опасной близости от населенного пункта в уезде Чжэньюань.

Стоит сказать, что подобные ситуации — совсем не редкость для Китая Они связаны с тем, что три из четырех основных китайских космодромов находятся во внутренних районах страны. Это является наследием Холодной войны — место их расположения было выбрано так, чтобы осложнить потенциальные атаки на них со стороны США или СССР. За это пришлось заплатить свою цену в виде того, что отработанные ступени и боковые ускорители, запускаемых с них ракет, падают на сушу в населенных районах.

Власти страны утверждают, что предупреждают население о предстоящих пусках и эвакуируют жителей из потенциально опасных районов. Но несмотря на это, в соцсетях регулярно появляются видео, которые демонстрируют падающие в опасной близости от населенных пунктов фрагменты ракет-носителей.

Также стоит отметить еще одну важную деталь. Многие китайские ракеты, включая ту же «Чанчжэн-2С» используют в качестве горючего несимметричный диметилгидразин (гептил). Именно он является источником характерного оранжевого шлейфа на видео падающего ускорителя. Это весьма токсичное вещество, обладающее канцерогенными свойствами. Вдыхание его паров может привести к весьма серьезным последствиям для здоровья или даже смерти. Известно, что во время спора Сергея Королёва с Валентином Глушко о принципах выбора топлива для ракет, Королёв называл гептил «чёртовой отравой».

Пока что Китай не планирует отказываться от использования токсичных ракет. А значит, новые подобные видео — это лишь вопрос времени.

Ранее мы рассказывали о том, как не запутаться в китайских ракетах «Чанчжэн».

11 сентября в Арктике наблюдалось минимальное количество льда