Что рассказывают украинские астрофотографы

Звездное небо — это не только то, что исследуют ученые с помощью гигантских телескопов. Его также наблюдают многочисленные любители, а некоторые из них даже делают снимки.

Украинские астрофотографы

Астрофотография — достаточно популярное хобби, ведь позволяет любителям делать снимки, которые затем становятся украшением социальных сетей и новостных сайтов. Поэтому мы решили сделать блиц-опрос лучших украинских фотографов о том, как они начали этим заниматься и что советуют новичкам.

Сергей Хоменко

Расскажите, чем вы занимаетесь, кроме фотографирования звездного неба?

Я — рок-музыкант и занимаюсь видеомонтажом. Но делаю все, вплоть до сварочных работ.

Сергей Хоменко

Как вы начали заниматься астрофотографией?

Я этим начал заниматься еще в 80-е годы XX века. Когда-то преподавал астрофотографию в Киевском планетарии, Киевском дворце пионеров. Профильного образования у меня как такового нет, но я два года был учеником выдающегося украинского астронома Клима Чурюмова по линии Малой академии наук. Клима Ивановича я знал достаточно близко.

Какой космический объект вам больше всего нравится фотографировать?

Кометы. Самой любимой среди них нет, но весь этот класс объектов — мой своеобразный фетиш. Хотя я также фотографирую планеты, галактики и другие объекты.

Комета Нишимуры (C/2023 P1), сфотографированная Сергеем Хоменко
Комета Нишимуры (C/2023 P1). Фото Сергея Хоменко

Что посоветуете тем, кто хочет сам фотографировать небо?

Начать фотографировать небо. Что тут еще посоветовать? Тут надо брать и делать. То, что это дорого… Тут каждый сам решает, что ему делать: джинсы себе купить крутые или что-то для занятия этим делом. Хороший телескоп в среднем может стоить, как машина.

Андрей Николенко

Фотографией и программированием.

Андрей Николенко

Как вы начали заниматься астрофотографией?

Увлекался астрономией с детства, и еще в школе пробовал фотографировать (Луну крупным планом, на пленочный фотоаппарат через подзорную трубу Турист-5 — 20×30 — пожалуй, самый первый мой астроснимок), это было в конце 80-х — в начале 90-х годов прошлого столетия).

Какой космический объект вам больше всего нравится фотографировать?

Очень много интересных и красивых объектов, которые я люблю снимать. Поскольку снимаю чаще обычной фотографической оптикой (редко именно через телескоп), то фотографирую участки неба с несколькими объектами. Например, звезда Антарес и ее окрестности (пожалуй, самый любимый участок неба, который снимал множество раз — можно сказать, почти каждый год).

Полярное сияние над Одессой в мае 2024 года
Полярное сияние над Одессой в мае 2024 года. Фото Андрея Николенко

Что посоветуете тем, кто хочет сам фотографировать небо?

По возможности ездить чаще в темные места с минимальной засветкой неба, на природу. Там даже с минимальными скромными инструментами (фотоаппарат, светосильный объектив, штатив) можно получить хорошие снимки многих объектов, а если добавить сюда астротрекер, то снимать небесную красоту можно и не один год. И совсем не обязательно покупать для этого телескоп.

Виталий Смолянчук

Расскажите, чем вы занимаетесь, кроме фотографирования звездного неба?

Сейчас война. Большую часть свободного времени провожу, делая антенны для наших воинов. Стартовало это производство еще в июле 2022-го, и с тех пор на фронт попало где-то 1500 наших изделий.

А вообще я не столько астрофотограф, сколько визуальный наблюдатель. Это стоит отметить, потому что именно осенью 2022 года я со своим другом установил «визуальный» мировой рекорд. Мы были первыми в мире, кто прошел Осенний марафон (его еще называют М+ Marathon) без карт, исключительно по памяти. Было очень приятно узнать, что о нас, тогда написали немцы.

Виталий Смолянчук

Как вы начали заниматься астрофотографией?

Очень хотелось передать ту невероятную атмосферу, царящую во время наблюдений, поэтому именно астропейзаж — мой самый любимый жанр.

Какой космический объект вам больше всего нравится фотографировать?

Это не объект, в общем принятом плане, потому что не имеет четко установленного названия. Это участок Млечного Пути, начинающийся возле Ро Змееносца и проходящий мимо звезды Сабик (Эта Змееносца) — это самое живописное скопление темных туманностей, которые называют Темный Конь Змееносца.

Темный Конь Змееносца — это пылевые (темные туманности) нашей галактики, простирающиеся от Ро Змееносца до Эты Змееносца
Темный Конь Змееносца — это пылевые (темные туманности) Галактики, простирающиеся от Ро Змееносца до Эты Змееносца. Фото Виталия Смолянчука

Что посоветуете тем, кто хочет сам фотографировать небо?

Конечно, могу предоставить определенный «путеводитель» по оборудованию начинающим или посоветовать какие-то интересные объекты, но лучше, все же …

Универсальный совет, который встречается как в философии стоицизма, так и во многих восточных философских течениях — найти баланс. Баланс между своей обычной жизнью и хобби, и также обязательно найти дополнительный источник сил. Потому что их нужно очень много, чтобы и полноценно жить, и еще что-то фотографировать.

Ильдар Ибатуллин

Расскажите, чем вы занимаетесь кроме фотографирования звездного неба?

Мне 19 лет и я студент второго курса КНУ Шевченко факультета РЭКС. До этого учился в физмате Шевченко. Кроме астрофото занимаюсь и бытовой фотографией. Также не обделяю вниманием спорт. Занимаюсь плаванием, но тоже на любительском уровне.

Ильдар Ибатуллин

Как вы начали заниматься астрофотографией?

Сначала астрономия привлекла внимание не как наука, а как нечто величественное и красивое. Меня удивляли красивые туманности и большие галактики. Далее, перейдя в физмат, начал исследовать астрономию как науку, углубляться в формулы и расчеты. Впоследствии решил для себя приобрести телескоп, чтобы начать свои наблюдения. Астрофото пошло уже после наблюдений, когда захотелось делиться ими с людьми. Я еще тогда занимался фотографией и мне очень нравилось снимать то, что меня поражает и потом показывать родственникам и друзьям.

Какой космический объект вам больше всего нравится фотографировать?

Мне нравится освещать Луну. Это самый банальный небесный объект для наблюдений и фотогафии в нашем сообществе, но почему-то именно с него получаю больше всего удовольствия. Скорее всего это из-за ее впечатляющего вида, яркости, доступности для съемки при любых условиях.

Луна в фазе 95% освещенности, сфотографированная Илдаром Ибатуллиным

Что посоветуете тем, кто хочет сам фотографировать небо?

Я советую не спешить с дорогим оборудованием. Начинать можно даже с обычного семейного фотоаппарата и небольшой трубы / объектива. Самое главное это получать удовольствие и если есть цели получать прекрасные результаты то не сдаваться!

Артем Миргород

Расскажите, чем вы занимаетесь кроме фотографирования звездного неба?

Я работаю в IT сфере. Кроме астрономии интересуюсь физикой, природой, фотографирую птиц

Артем Миргород

Как вы начали заниматься астрофотографией?

Сначала я начал интересоваться астрономией и наблюдал за небесными объектами. Со временем возникло желание не только наблюдать, но и фотографировать, ведь фотографии не стираются из памяти и не искажаются как воспоминания.

Какой космический объект вам больше всего нравится фотографировать?

Не могу выделить что-то, потому что снимаю все: Солнце, Луну, планеты и объекты дальнего космоса. Во всех типах астрофотографии есть свои нюансы. Планеты надо снимать быстро, потому что, например, Юпитер очень быстро вращается вокруг своей оси), объекты дальнего космоса долго (один объект можно снимать даже несколько ночей). Солнце снимать удобно, потому что оно доступно днем и не надо жертвовать сном.

Рассеянное скопление Плеяды
Рассеянное скопление Плеяды, сфотографированное Артемом Миргородским

Что посоветуете тем, кто хочет сам фотографировать небо?

Быть готовым, что придется очень много читать / смотреть туториалы, чтобы понять, как вообще снимать различные объекты и как потом обрабатывать результаты. Придется познакомиться с большим количеством софта и быть также готовым к тому, что астрофотография, как и многие другие хобби, — очень дорогое удовольствие, если, конечно, заниматься этим серьезно.

Владимир Кажанов

Расскажите, чем вы занимаетесь, кроме фотографирования звездного неба?

Я — астроном-гид, провожу демонстрационные наблюдения через телескоп и экскурсии под звездным небом. У меня хобби трансформировалось в профессию. Я — астроном по образованию. Также занимался последние годы видеоблогингом, фото- и видеосъемкой природы в светлое время суток.

Владимир Кажанов

Как вы начали заниматься астрофотографией?

Я с детства интересовался, «а что это там в небе?». А когда узнал и рассматривал через телескоп, то появлялось желание заснять. Видимо потому, что параллельно с увлечением астрономией с детства держал в руках фотокамеру, а затем и видеокамеру…

Какой космический объект вам больше всего нравится фотографировать?

Я попробовал себя в разных направлениях астрофотографии. Но больше всего меня интересует съемка поверхности Луны через телескоп. У всех разные условия в жизни, разное место отдыха и постоянного проживания. Кому повезло с местом и большим количеством свободного времени, тот может заниматься съемкой галактик, туманностей, звездных скоплений…

Но я понял, что в моем случае делать это — не вариант. Я везу телескоп на авто со всем оборудованием за город специально для съемок. У меня есть, например, одна ночь (летом это буквально несколько часов темного неба). Так что с Луной мне интереснее. Я могу отснять за несколько часов несколько терабайт данных и потом их обрабатывать и изучать неделями и месяцами. Луна яркая, не надо накапливать часами свет для одной фотографии, как это делается при съемке дальних и не очень ярких объектов.

А также в последнее время стало интересно делать фото звездного неба, используя широкоугольные объективы. Ночные пейзажи, узоры созвездий, вспышки метеоров. Есть мечта получить снимки ярких вспышек болидов. Потому что при жизни несколько раз видел это собственными глазами и был очень поражен.

Кратеры на Луне, сфотографированные Владимиром Кажановым
Кратеры на Луне. Фото Владимира Кажанова

Что посоветуете тем, кто хочет сам фотографировать небо?

Попробовать с тем оборудованием, которое у вас есть, а дальше — по ситуации. Даже камеры многих современных смартфонов при специальной настройке могут дать классные снимки звездного неба. Не надо сразу спешить покупать кучу оборудования. Оно должно появляться у вас по мере необходимости. Ведь разные направления астрофотографии — это довольно разное оборудование. Телескопы с большим фокусным расстоянием, или малым… Астрокамеры с большим или малым пикселем… Попробуйте себя в съемке различных объектов и через различные телескопы / камеры. И то, что будет ближе и интереснее — в том направлении и двигайтесь. Потому что я знаю астрофотографов, которые занимаются съемкой объектов дальнего космоса и постоянно жалуются на то, что не успевают отснять нужное количество кадров… Что результат плохой получился, а было потрачено много часов накопления света.

Я призываю не страдать и не мучить себя 🙂 Это хобби может принести много радости. Попробуйте другие направления астрофотографии, если в каком-то вам не везет или совсем не удается получить тот результат, который вы ожидали.

Выход в открытый космос остановили из-за утечки из скафандра