Четыре неутешительных шага: миссия InSight постепенно сворачивается

Посадочный аппарат NASA InSight достиг Марса четыре года назад и проработал гораздо больше прогнозируемых двух лет. Но в ближайшие недели или месяцы он проведет последнюю связь с Землей, прежде чем замолчать навеки.

Солнечная батарея Insight
Снимок солнечной батареи зонда InSight, сделанный 24 апреля 2022 года. NASA/JPL-Caltech

Постепенное накопление марсианской пыли на солнечных панелях посадочного модуля снизило его способность накапливать энергию. Поэтому вскоре InSight не сможет продолжать сейсмологическую работу по сбору данных о внутреннем пространстве Красной планеты. Понимая, что работа аппарата подходит к концу, NASA опубликовала сообщение, в котором описывается, как команда InSight из 30 человек из Лаборатории реактивного движения (JPL) будет постепенно сворачивать миссию.

Экономия заряда

Управление понижением уровня мощности InSight в последнее время стало более важным, поскольку команда максимально эффективно использует заряд посадочного модуля. Инженерам пришлось пожертвовать несколькими приборами, отключив их от питания этим летом, чтобы продолжать работать с сейсмометром и передавать собранные научные данные на Землю.

Сохранение данных

Снимки посадочного аппарата NASA InSight Mars
Снимки посадочного аппарата NASA InSight Mars в начале миссии в 2018 и 2022 году. Солнечные батареи с течением времени покрылись толстым слоем пыли, что привело к постепенному понижению уровня мощности аппарата. Авторство: NASA/JPL-Caltech

Значительная часть последней работы команды состоит в том, чтобы правильно хранить все данные, собранные InSight в течение многих лет, и сделать их доступными для исследователей во всем мире. Посадочный модуль раскрыл подробности о внутренней структуре Марса: строении ядра, особенностях почти погасшего магнитного поля и большом количестве марсотрясений. Брюс Банердт из JPL заявил, что благодаря данным, собранным посадочным модулем, Марс больше не является мертвой пустыней — это действительно живая, дышащая планета.

Поколение ForeSight

Мало кто знает, что у InSight есть «брат-близнец» — ForeSight. Это полноразмерная копия посадочного модуля, расположенная в JPL и используемая командой для отработки того, как аппарат будет размещать свои научные инструменты на поверхности Марса с помощью роботизированной руки. ForeSight также пригодился для поиска наиболее эффективного способа проникновения теплового зонда посадочного модуля в грунт планеты и для разработки способов снижения уровня нерелевантного шума, который улавливает сейсмометр InSight.

После завершения марсианской миссии ForeSight будет тоже выключен, законсервирован и отправлен ​​на хранение.

Официальное объявление завершения миссии

Марсианский рассвет, сфотографированный аппаратом InSight 24 апреля (исходное изображение). Источник: NASA/JPL-Caltech

NASA официально объявит миссию завершенной в том случае, если InSight пропустит два последовательных сеанса связи с вращающимся вокруг Марса космическим кораблем MRO.

Инженеры еще надеются, что сильный порыв марсианского ветра может сдуть пыль с солнечных панелей InSight. Это дало бы команде дополнительное время для работы с посадочным модулем, но такое событие считается очень маловероятным. Никто наверняка не знает, когда аппарат завершит свою коммуникацию, но к тому времени команда будет пытаться продолжать работу с ним.

«Мы будем продолжать сбор научных данных, сколько сможем», — сказал Банердт.

Ранее мы сообщали о том, как NASA назвала дату прекращения миссии InSight.