«Чанъэ-4» вышел на орбиту вокруг Луны

12 декабря китайский зонд «Чанъэ-4» завершил перелет по маршруту «Земля-Луна» и осуществил маневр, успешно переведший его на эллиптическую полярную орбиту вокруг естественного спутника нашей планеты. Ее перицентр составляет 100 км, апоцентр — 400 км. Об этом сообщили местные СМИ со ссылкой на Китайскую национальную космическую администрацию (CNSA).

Земля и Луна глазами станции «Чанъэ-5Т1». Источник: CNSA

По словам руководства миссии, уже в ближайшее время «Чанъэ-4» приступит к тестам по ретрансляции телеметрии на Землю с использованием специального спутника «Цюэцяо» (дословно переводится как «сорочий мост»), выведенного на гало-орбиту в районе точки Лагранжа L2 системы «Земля-Луна» в мае текущего года. «Цюэцяо» является ключом к успеху всей миссии. «Чанъэ-4» должен стать первым в истории зондом, севшим на обратную сторону Луны. Для успешной передачи информации ему необходим ретранслятор, который будет одновременно находиться как в зоне видимости самого аппарата, так и Земли.

1,2-тонная посадочная платформа «Чанъэ-4» должна сесть в южной части 186-километрового кратера Карман. Он расположен на территории Бассейна Южный полюс-Эйткен — крупнейшей подтвержденной ударной формации на Луне. Специалисты надеются найти в этом регионе материалы, выбитые из верхних слоев лунной мантии, что поможет пролить свет на ее геологическую историю.

Предполагаемое место посадки «Чанъэ-4» (белый прямоугольник). Источник: Huang et al, 2018.

Также на лунную поверхность будет доставлен 140-килограммовый луноход, созданный на базе запасного ровера миссии «Чанъэ-3». Он оснащен камерой, спектрометром, георадаром и прибором для изучения солнечного ветра. Дополнительно планируется проведение любопытного эксперимента с выращиванием семян картофеля и личинок шелкопряда в герметичном контейнере.

CNSA традиционно не объявила время планируемой посадки «Чанъэ-4». Предположительно она произойдет в первых числах января — сразу после того, как над кратером Карман взойдет Солнце.