Cassini приоткрыл некоторые из тайн колец Сатурна

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Несмотря на то, что с момента завершения миссии Cassini прошло уже почти два года, анализ собранных ей данных приносит ученым все новые и новые открытия. В частности, в недавнем выпуске журнала Science была опубликована статья, посвященная результатам изучения процессов, которые протекают в кольцах Сатурна.

Cassini в представлении художника. Источник: NASA/JPL-Caltech

В последней год своей миссии Cassini совершил ряд пролетов вблизи колец газового гиганта, что позволило лучше понять их устройство. Во-первых, аппарат сумел определить их массу и оценить скорость выпадения вещества в атмосферу планеты. Это подтвердило предположение о том, что кольцевая система намного моложе самого Сатурна.

Во-вторых, Cassini получил ряд детальных изображений колец. Они демонстрируют очень сложные структуры, формируемые под влиянием гравитации сатурнианских спутников. Так, ученых давно интересовало происхождение полос на кольце F. Они имеют одинаковую протяженность и ориентированы в одну сторону. Проанализировав снимки космического аппарата, исследователи пришли к выводу, что они появились в результате периодических пролетов обращающихся вокруг Сатурна скоплений вещества. Ранее предполагалось, что полосы были образованы кометными осколками, столкнувшимися с кольцом.

Также Cassini смог заснять возмущения, вызываемые Дафнисом. Его орбита проходит внутри кольца А. Гравитация спутника «разбрасывает» в стороны ледяные частички, оставляя вокруг него относительно свободное пространство, известное как разрыв Килера. Но гравитационное влияние луны этим не ограничивается. В процессе движения по орбите, Дафнис «пускает волны» по внешнему краю разрыва. Снимки Cassini демонстрируют три волнообразные структуры, следующие за спутником. По мере удаления от него их форма изменяется, что связано с процессами взаимодействия частиц колец. Автоматический разведчик также сфотографировал отделившуюся от одного из гребней тонкую нить материала.

Впрочем, ответы, полученные Cassini, породили новые вопросы. Зонду удалось идентифицировать три основных типа структур (гладкие, комковатые и полосатые) внутри колец Сатурна. Они имеют четко очерченные края и встречаются в разных частях кольцевой системы. Однако пока планетологам не удалось понять, какие факторы приводят к их образованию. Кроме того, спектральный анализ кольца А выявил неожиданно слабые полосы водяного льда, что удивило ученых: это кольцо обладает высоким альбедо, указывающим на чистый водяной лед, не загрязненный пылью.

Инфракрасные спектры колец А, В и С. Источник: NASA/JPL-Caltech/Space Science Institute/G. Ugarkovic

Еще один сюрприз связан с тем, что Cassini не смог найти в кольцах А, В и С следов аммиачного и метанового льда, а также органических молекул. Это выглядит странным, поскольку ранее аппарат обнаружил настоящий «ливень» из льда и органики в верхних слоях атмосферы Сатурна. Считается, что он вызван веществом, выпадающим из кольца D.