Без зума: Hubble сфотографировал шаровое скопление в соседней галактике

Работающие с телескопом Hubble астрономы опубликовали новый снимок. На нем запечатлено звездное скопление NGC 1651.

Шаровое скопление NGC 1651. Источник: ESA/Hubble & NASA, L. Girardi, F. Niederhofer

NGC 1651 расположено на расстоянии 162 тысяч световых лет от Земли в Большом Магеллановом облаке — крупнейшей и наиболее яркой галактике-спутнике Млечного Пути. Оно представляет собой шаровое скопление: сферическую группу звезд, связанную общей гравитацией и движущeйся вокруг галактического центра как единый объект.

Примечательной особенностью снимка является то, что шаровое скопление практически заполняет все изображение, хотя в среднем такие объекты имеют размеры от 10 до 300 световых лет (диаметр NGC 1651 составляет около 120 световых лет). При этом, на многих других снимках Hubble часто запечатлены целые галактики, диаметр которых может составлять десятки или сотни миллионов световых лет и которые также занимают все поле зрения.

В связи с этим может показаться, что Hubble, как и другие большие телескопы позволяет наблюдать совершенно разные по размеру небесные объекты, приближая их, словно это камера с функцией зума. Но это не так. Если небольшие телескопы могут в определенной степени увеличивать и уменьшать масштаб, то их более крупные «коллеги» так не умеют. Каждый инструмент Hubble имеет фиксированное поле зрения. Например, канал ультрафиолетового/видимого света широкоугольной камеры WFC3, которая использовалась для съемки NGC 1651, имеет поле зрения примерно в одну двенадцатую диаметра Луны, как ее видно с Земли. Это размер области неба, которую он может наблюдать за один раз.

Причины, по которой Hubble может наблюдать объекты столь разных размеров, заключаются в следующем. Во-первых, расстояние до объекта определяет, насколько большим он кажется с Земли. Поэтому целые галактики, находящиеся относительно далеко, могут занимать на небе столько места, сколько шаровое скопление NGC 1651, находящееся относительно близко. Например, на снимке прямо слева от скопления, притаилась спиральная галактика. Она находится так далеко и занимает так мало места на небе, что почти сливается со звездами переднего плана. А во-вторых, несколько изображений, охватывающих разные участки неба, можно затем объединить в мозаику, чтобы получить отдельные изображения объектов, которые слишком велики для поля зрения Hubble.