Атомарный водород в очень далекой галактике

Исследователи смогли поймать излучение атомарного водорода на длине 21 см, поступающее с рекордно далекого расстояния. Его сигнал из далекой галактики мы можем услышать только благодаря усиливающему его гравитационному линзированию.

Атомарный водород в далекой галактике
Атомарный водород в далекой галактике. Источник: www.vzglyad.kg

Атомарный водород на рекордном расстоянии

Астрономы из Университета Макгилла в Канаде и Индийского научного института в Бангалоре смогли с помощью Гигантского радиотелескопа метровых волн уловить излучение атомарного водорода в очень отдаленной галактике.

Обычно водород поступает в галактику из ее окружения в виде ионизированного газа. То есть электроны в нем оторваны от ядер атомов. По мере того как гидроген оседает в звездной системе, он превращается в обычный атомарный газ.

Затем элементарные частицы водорода соединяются в молекулы, из них формируются холодные газопылевые облака, а из них рождаются звезды. Но еще до того, как это произойдет, гидроген излучает на длине 21 см.

Линзирование излучения

Излучение, которое порождает атомарный водород, является хорошим индикатором процессов, происходящих в галактике. Но оно обычно слишком слабо, чтобы его уловить на большом расстоянии.

До сих пор рекордом считалось излучение на длине 21 см, пришедшее из галактики, для которой показатель красного смещения равен 0,376. Этот параметр отображает, насколько линии в спектре излучения объекта сдвинуты в красную сторону в результате расширения Вселенной. Ему соответствует расстояние в 4,1 млрд световых лет.

Но новый рекорд намного превышает предыдущий. Здесь z=1,29, что соответствует расстоянию в 8,8 млрд световых лет. Это стало возможным только благодаря явлению гравитационного линзирования. Для излучения атомарного водорода на длине 21 см оно тоже наблюдалось в первый раз.

Гравитационное линзирование заключатся в том, что если между удаленным источником сигнала и наблюдателем находится массивный объект, то его масса искривляет лучи излучения подобно тому, как это происходит в обычной линзе. Если они соберутся в одну точку где-то у телескопа ученых, то исследователи получат возможность увидеть то, что иначе было бы трудно разглядеть.

По материалам Рhys.org.