Атмосферы экзопланет могут «скрываться» от исследователей

Одной из вещей, которой ученые активно занимаются, исследуя красные карлики, являются их атмосферы, сильно влияющие на температуру поверхности. Однако теперь астрономы выяснили, что газовые оболочки могут «скрываться» от них.

Приливно запертый мир
Приливно захваченный мир. Источник: phys.org

Планеты красных карликов

Недавно ученые обнародовали новое исследование, которое говорит о том, что атмосферы некоторых вращающихся вокруг красных карликов экзопланет могут скрываться от их глаз. И эта тема действительно чрезвычайно важна для понимания того, насколько пригоден к существованию жизни, похожей на земную, является космос.

Дело в том, что примерно 75% всех звезд во Млечном Пути являются красными карликами. И это также означает, что именно на орбитах этих небольших светил, размер которых иногда немногим превосходит Юпитер, следует поискать планеты. В частности, это касается и землеподобных миров.

И здесь красные карлики обладают одной интересной особенностью. Из-за низкой светимости, зоны, в которых планета может получать ровно столько тепла, сколько и Земля, находятся очень близко к ним. Это означает, что даже если мы имеем дело с небольшим каменистым миром, на него будут действовать мощные приливные силы, синхронизирующие за миллиарды лет периоды его суточного и годового вращения.

Планета окажется все время повернутой к звезде одной и той же стороной. И здесь многие делают вывод, что такие миры абсолютно бесперспективны для возникновения жизни. Ведь одна их сторона должна превратиться в раскаленную пустыню, а другая — в ледяной ад.

Атмосферы экзопланет

Однако на пути того, чтобы все было так, как описано выше, стоит наличие у планет атмосфер. Газовые оболочки поглощают тепло на дневной стороне планеты, у них возникает неравенство давлений в разных регионах и появляются течения между ними, которые и выравнивают температуру.

Насколько планета красного карлика пригодна к жизни, определяется наличием у нее атмосферы и ее толщиной. Поэтому ученые и всматриваются в них, пытаясь выяснить, насколько толстой является газовая оболочка. Это не просто, но есть один способ.

Можно взглянуть на планету в тот момент, как она проходит между нами и звездой. Тогда мы увидим ее ночную сторону и можем измерить ее температуру. Затем можно сделать то же самое, когда она будет готовиться спрятаться за своим солнцем. Это будет ее дневная сторона.

Сравнив две температуры, можно узнать, насколько мощная атмосфера, и сделать вывод о жизнеспособности. И здесь появляется новое исследование, которое говорит, что иногда результаты могут быть ошибочными.

Плотный пласт облаков на ночной стороне может отражать большую часть тепла. Планета кажется безатмосферной, хотя газовую оболочку действительно имеет.

Прототип китайской многоразовой ракеты Nebula- разбился во время посадки
Атмосферы экзопланет могут «скрываться» от исследователей
Присоединяйтесь к NASA Space Apps Challenge и получите шанс поехать в США и создать собственный стартап!
Снег и зеленое кольцо: спутник NASA сфотографировал «новозеландскую Фудзи»