Астрономы заподозрили наличие аналога Ио у «горячего Сатурна»

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Юпитерианский спутник Ио представляет собой самое вулканически активное тело Солнечной системы. На его поверхности расположены сотни действующих вулканов. Протяженность их лавовых потоков может достигать сотен километров. Они также выбрасывают в космос ряд газообразных соединений. Еще в конце 1970-х аппараты Voyager обнаружили окружающие спутник облака, состоящие из нейтрального натрия и калия.

Вряд ли Ио является уникальным объектом — скорее всего, подобные вулканические луны имеются и в других звездных системах. А это значит, что их присутствие можно было бы обнаружить по аналогичным газовым облакам.

Команда астрономов из Европы и Америки решила проверить это предположение. Изучив спектры ряда транзитных газовых гигантов, они обратили внимание на WASP-49 b — экзопланету, масса которой сопоставима с Сатурном. Она обращается вокруг желтого карлика, расположенного на расстоянии 600 световых лет. Из-за близости к звезде, атмосфера этого объекта разогрета до температуры в несколько сотен градусов.

Наблюдения показали, что спектр WASP-49 b указывает на содержание значительного количества нейтрального натрия. Что немаловажно, его следы были найдены на весьма значительном удалении от гиганта. По мнению астрономов, это говорит о том, что он вряд ли мог быть «выбит» звездным ветром из атмосферы самой экзопланеты.

Вулканический спутника WASP-49 b в представлении художника. Источник: University of Bern, Illustration: Thibaut Roger

Сравнив результаты реальных наблюдений с моделью экзолуны, напоминающей Ио, исследователи пришли к выводу, что наиболее вероятное объяснение столь значительного количества натрия — присутствие в окрестностях WASP-49 b вулканически активного спутника. Справедливости ради стоит сказать, что ученые рассмотрели и альтернативные объяснения (в частности, наличие у экзопланеты газового кольца). Поэтому они намереваются продолжить изучение необычного газового гиганта, чтобы удостовериться в своих выводах.