Астрономы сфотографировали формирующуюся экзопланету

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Астрономам уже удалось получить множество изображений газово-пылевых дисков, окружающих молодые звезды. Во многих из них имеются кольцеобразные промежутки. Молодой оранжевый карлик PDS 70 не является исключением. В окружающем его диске также обнаружено большое пустое пространство, простирающееся на расстояние от 3 до 6 млрд км от звезды.

Ученые давно подозревали, что подобные промежутки возникают из-за наличия в протопланетных дисках сравнительно крупных тел, активно поглощающих окружающее вещество. В 2018 г. сотрудники Института астрономии Общества Макса Планка сфотографировали PDS 70 при помощи приемника SPHERE, установленного на Очень большом тeлескопе Европейской Южной обсерватории (VLT ESO), и смогли получить прямое изображение крупной экзопланеты PDS 70b. Ее орбита проходит у внутренней границы разрыва, на расстоянии 3,2 млрд км от центральной звезды.

Теперь же другому коллективу исследователей из США удалось сфотографировать вторую экзопланету оранжевого карлика, получившую обозначение PDS 70c. Она движется у внешнего края разрыва — на расстоянии около 5,3 млрд км от центрального тела. Ее масса оценивается в 1-10 юпитерианских. Орбитальные периоды PDS 70b и PDS 70с близки к резонансу 2:1. Это значит, что внутренняя планета дважды огибает звезду за время, которое требуется внешней на один оборот вокруг нее.

Изображение двух экзопланет в протопланетном диске звезды PDS 70. Источник: ESO and S. Haffert (Leiden Observatory)

По словам исследователей, открытие PDS 70c подтверждает предположение о том, что разрывы в протопланетных дисках могут быть вызваны формированием планет. Также стоит отметить, что PDS 70 является всего лишь второй мультипланетной системой, которую удалось непосредственно сфотографировать.

По материалам: https://www.space.com