Астрономы предсказали гибель «черной» экзопланеты

В далеком будущем Солнце исчерпает запасы своего водородного термоядерного горючего и начнет расширяться, превращаясь в красного гиганта. В ходе этого процесса светило уничтожит Меркурий, Венеру и — с достаточно большой долей вероятности — Землю. Впрочем, это произойдет еще не скоро. Даже при самом неблагоприятном сценарии у нашей планеты имеется в запасе около 5 млрд лет. Но этого нельзя сказать об экзопланете WASP-12b. Если расчеты астрономов верны, она прекратит свое существование уже через 3 млн лет.

Экзопланета в представлении художника. Источник: NASA

WASP-12b обращается вокруг солнцеподобного желтого карлика, расположенного на расстоянии 600 световых лет от Солнца в созвездии Возничего. Это горячий газовый гигант, размер которого в 1,9 раза превосходит диаметр Юпитера. Орбита экзопланеты проходит на расстоянии 3,4 млн км от поверхности светила. Она совершает один оборот вокруг него всего за 26 часов.

Атмосфера WASP-12b разогрета до температуры, превышающей 2000°C. Такое сильный нагрев объясняется не только близостью объекта к звезде, но и неожиданно низким значением его альбедо, которое составляет 0,06, что сопоставимо со свежим асфальтом. Это значит, что атмосфера экзопланеты поглощает 94% падающего на нее света.

Многие ученые давно высказывали предположения, что из-за мощного приливного воздействия подобные миры постепенно приближаются к своим светилам, что в итоге приводит к их гибели. Команда исследователей из Принстонского университета попыталась проверить эту теорию, избрав в качестве объекта изучения WASP-12b. Астрономы проанализировали данные о ее транзитах и установили, что интервал между ними ежегодно сокращается на 29 миллисекунд. Это свидетельствует о том, что экзопланета действительно приближается к центральной звезде. Моделирование показало, что уже через 3 млн лет она пересечет т.н. предел Роша и будет разорвана гравитацией светила.

Экзопланета WASP-12b в представлении художника. Источник: NASA, ESA, and G. Bacon (STScI)

Правда, существует и альтернативное объяснение наблюдаемого «ускорения» WASP-12b. Если она движется по вытянутой орбите, сокращение времени между транзитами может быть связано с орбитальными колебаниями. Поэтому в будущем астрономы планируют провести новые наблюдения системы, чтобы установить, какая из гипотез соответствует действительности.

Свидетель динозавров: телескоп «Субару» сфотографировал спиральную галактику
Google Earth помог обнаружить скрытый ударный метеоритный кратер
Airbus испытывает свои марсоходы в карьере возле Лондона
Старт SpaceX Crew-9 в очередной раз перенесли на более позднюю дату
Может ли межзвездная квантовая связь задействовать Землю или решить парадокс Ферми?
10 миллиардов градусов: новый японский телескоп раскрыл тайны погибшей звезды