Астрономы обнаружили признаки миграции экзопланеты

Экзопланета HD 209458b, также известная под названием Осирис, занимает важное место в истории астрономии. Она является первым в истории миром за пределами Солнечной системы, открытым при помощи транзитного метода. Также она стала первой экзопланетой, у которой удалось подтвердить наличие атмосферы и установить ряд ее характеристик.

Теперь же этот список пополнился еще одним пунктом. Астрономам удалось доказать, что изначально HD 209458b сформировалась в другой части своей звездной системы и мигрировала на нынешнюю позицию уже позже.

HD 209458b в представлении художника. Источник: University of Warwick/Mark Garlick

Как и многие объекты, найденные при помощи транзитного метода, HD 209458b представляет собой горячий газовый гигант. Ее орбита проходит на расстоянии всего 7 млн км от поверхности центральной звезды, благодаря чему дневная сторона этого тела разогрета до температуры порядка 1000°C. Из-за столь тесного соседства HD 209458b постепенно теряет свою атмосферу, которая уносится в космос под действием мощного излучения светила.

Команда британских исследователей провела серию наблюдений транзитов HD 209458b, используя 3,58-метровый телескоп обсерватории Роке-де-лос-Мучачос (Канарские острова, Испания). Путем спектрального анализа им удалось идентифицировать значительное количество различных соединений в атмосфере Осириса, включая цианистый водород, метан, аммиак, ацетилен, окись углерода и небольшое количество водяного пара.

После обработки собранных данных исследователи пришли к выводу, что HD 209458b образовалась на большом удалении от звезды, о чем говорит неожиданное обилие молекул на основе углерода. Дело в том, что, согласно современным моделям формирования планет, в горячих регионах вблизи звезд большая часть кислорода остается в планетной атмосфере в виде водяного пара. Вдали от источника тепла вода превращается в лед и «запирается» в ядре, что приводит к возникновению газовой оболочки, в которой доминируют молекулы на основе углерода и азота.

Исходя из этого, ожидается, что миры, находящиеся вблизи звезды, будут иметь атмосферы, богатые кислородом, а не углеродом. Поскольку результаты наблюдений свидетельствуют об обратном, можно предположить, что HD 209458b сформироваться на значительном расстоянии от светила, и уже позже мигрировала на нынешнюю позицию.