Астрономы нашли массивный газовый гигант в широкой двойной системе

Список известных миров у других звезд пополнился еще одним наименованием. На сайте  arxiv.org был опубликован препринт статьи команды американских астрономов, посвященный открытию экзопланеты в системе KELT-22, удаленной от нас на 700 световых лет. Находка была сделана благодаря транзитному обзору KELT (The Kilodegree Extremely Little Telescope).

Он осуществляется двумя роботизированными телескопами с апертурой в 4,2 см, расположенными в США и ЮАР.

Горячая экзопланета в представлении художника. Источник: ESA/ATG medialab, CC BY-SA 3.0 IGO

Система KELT-22 состоит из пары звезды. Ее основной компонент это светило KELT-22A спектрального класса G2. Ее масса и радиус примерно на 10%, а светимость на 20% больше солнечной. Звезда отличается повышенным содержанием тяжелых элементов — их в 1,8 раза больше, чем в составе Солнца. Еще одна интересная особенность KELT-22А заключается в ее атипичных, по сравнению с другими звездами галактического диска, орбите и скорости собственного движения.

Звезда KELT-22А и ее компаньон. Источник: arXiv:1803.07559

Возраст KELT-22A оценивается в 1,5 — 5 млрд. лет. Учитывая достаточно высокий уровень  активности звезды астрономы склоняются к нижней границе этого диапазона. На расстоянии 1400 а.е. от KELT-22A расположена звезда-компаньон примерно вдвое меньшей светимости. Практически наверняка светила гравитационно связаны и образуют широкую двойную систему.

Открытая астрономами экзопланета вращается вокруг KELT-22A . Она относится к классу горячих Юпитеров. Ее радиус оценивается в 1,28, а масса в 3,5 юпитерианских. Это дает среднюю плотностью в районе 2,02 г/см3. Орбита гиганта проходит на расстоянии менее 4 млн км от поверхности звезды. На один оборот вокруг KELT-22A  ему требуется всего 1,38 земных суток. Как показывают расчеты, эффективная температура атмосферы планеты должна превышать 1500°C .

Горячий Юпитер в представлении художника. Источник: Kevin Gill

Анализ радиальной скорости KELT-22A говорит о том, что вокруг нее скорее всего вращается как минимум еще один массивный компаньон. Это может быть газовый гигант или же коричневый карлик.

Исследователи особо отмечают, что период вращения KELT-22A  вокруг своей оси составляет 8,3 земных суток, что заметно меньше чем у большинства других солнцеподобных звезд аналогичного возраста. Авторы публикации предполагают, что звезда может раскручиваться под воздействием гравитации ее массивной планеты. При этом сценарии сама планета должна постепенно приближаться к светилу. По расчетам астрономов, она будет поглощена звездой в течение следующего миллиарда лет.

По материалам: https://arxiv.org