Астрономы нашли гигантскую экзопланету

Команда индийских астрономов сообщила об обнаружении ранее неизвестной экзопланеты в звездной системе TOI-4603. Ее масса настолько велика, что она находится на самой границе, отделяющей газовые гиганты от коричневых карликов.

Массивная экзопланета в представлении художника. Источник: NASA, ESA, G. Bacon (STScI) and N. Madhusudhan (UC)

TOI-4603 представляет собой звезду спектрального класса F, расположенную на расстоянии 730 световых лет от Земли. Она примерно в 2,7 раза больше Солнца. Масса TOI-4603 в 1,7, а светимость в 9,7 превосходят солнечную. Возраст системы составляет 2 млрд лет.

В ходе изучения данных, собранных телескопом TESS, исследователи обратили внимание на периодические уменьшения блеска TOI-4603. Они свидетельствуют о том, что звезда обладает невидимым компаньоном, время от времени совершающим транзиты по ее диску.

Последующий анализ позволил установить характеристики этого тела, получившего обозначение TOI-4603 b. При схожих с Юпитером размерах, его масса превышает массу крупнейшей планеты Солнечной системы в 12,9 раза, что дает среднюю плотность в 14,1 г/см³. Период обращения экзопланеты составляет 7,24 дня, а орбита проходит на расстоянии 13,5 млн км от звезды. По расчетам астрономов, равновесная температура  ее дневного полушария составляет около 1400 °C.

На сегодняшний день TOI-4603 b является одной из наиболее массивных и плотных экзопланет, известных ученым. По своим характеристикам она находится практически на самой границе, отделяющей газовые гиганты от коричневых карликов, которые также часто называют неудавшимися звездами. В отличие от планет, в недрах коричневых карликов могут протекать некоторые термоядерные реакции с участием ядер дейтерия и лития. Но, по астрономическим меркам, они длятся весьма недолго, после чего коричневые карлики постепенно остывают.

По словам исследователей найденная экзопланета имеет большую научную ценность. Ее изучение может дать дополнительные данные о различиях между наиболее массивными газовыми гигантами и наименее массивными коричневыми карликами.

Ранее мы рассказывали о том, как James Webb измерил температуру каменной экзопланеты.