Анатомия звездной смерти: James Webb сфотографировал остаток знаменитой сверхновой

Работающие с телескопом James Webb астрономы, опубликовали новое детальное изображение Кассиопеи А. Это один из наиболее известных и ближайших к Земле остатков сверхновых.

Остаток погибшей звезды

Кассиопея А давно привлекает внимание астрономов. Она расположена на расстоянии 11 тысяч световых лет от Земли и представляет собой один из наиболее молодых остатков сверхновых в Млечном Пути. Считается, что свет от ее вспышки должен был достичь нашей планеты примерно 340 лет назад. Однако астрономы не заметили этого события. Существует предположение, что незадолго до взрыва звезда выбросила большое количество вещества. Оно плотно окутало ее и поглотило свет от вспышки.

Кассиопея А в ближнем инфракрасном диапазоне (фото James Webb). Источник: NASA, ESA, CSA, STScI, D. Milisavljevic (Purdue University), T. Temim (Princeton University), I. De Looze (University of Gent)

Лишь в 1947 году астрономы обнаружили в созвездии Кассиопеи мощный радиоисточник, который позже был соотнесен с остатком сверхновой. В последующем его удалось идентифицировать и в оптическом диапазоне. Наблюдения показали, что вещество остатка сверхновой разогрето до температуры порядка 30 млн градусов и расширяется со скоростью 4 — 6 тысяч км/с.

Остаток сверхновой глазами James Webb

Благодаря близости к Земле и своей молодости, Кассиопея А является объектом пристального изучения со стороны многих астрономов и астрофизиков. Ее неоднократно фотографировали как наземные обсерватории, так и космические телескопы, в том числе Hubble, Chandra и IXPE. В начале 2023 года этот список пополнил и JWST. Он сфотографировал Кассиопею А в среднем инфракрасном диапазоне, обнаружив ряд ранее неизвестных структур. Теперь же JWST провел повторные наблюдения, сделав снимок в ближнем инфракрасном диапазоне.

На первый взгляд, новое фото является менее красочным, чем предыдущее изображение. Но это не значит, что оно менее информативно. Все дело в волнах, на которых излучает вещество.

Сравнение снимков Кассиопеи А, сделанных в ближнем (слева) и среднем (справа) инфракрасном диапазоне. Источник: NASA, ESA, CSA, STScI, D. Milisavljevic (Purdue University), T. Temim (Princeton University), I. De Looze (University of Gent)

Новое фото JWST позволяет детально рассмотреть структуру остатка сверхновой и составляющие ее клочки газа и пыли, содержащие такие элементы как сера, кислород, аргон и неон. В будущем они войдут в состав новых звездных систем и, возможно, помогут сформироваться новой жизни.

Для понимания масштабов стоит сказать, что размер мельчайших скоплений вещества, которые можно различить на снимке JWST, составляет 16 млрд км (100 а. е.). Для сравнения, расстояние между Солнцем и Нептуном — это 4,5 млрд км. Размер же всего остатка сверхновой превышает 10 световых лет или 96 трлн км.

При сравнении двух изображений JWST несложно заметить, что в ближнем инфракрасном диапазоне цвета являются менее насыщенные. Там, где на предыдущем снимке они были оранжево-красного цвета, теперь они стали похожи на дым от костра. Это место, где ударная волна сверхновой врезается в окружающее околозвездное вещество. Пыль в околозвездном веществе слишком холодная, чтобы ее можно было обнаружить непосредственно в ближнем инфракрасном диапазоне, но она светится в среднем инфракрасном.

Кассиопея А в ближнем инфракрасном диапазоне. На врезках показан ряд структур остатка сверхновой. Источник: NASA, ESA, CSA, STScI, D. Milisavljevic (Purdue University), T. Temim (Princeton University), I. De Looze (University of Gent)

В то же время, исследователи обнаружили новую деталь, которая раньше ускользала от них. Она расположена в нижней правой части кадра и напоминает полосатое пятно.  Это световое эхо. Свет от вспышки сверхновой достиг и нагрел далекую пыль, которая светится, постепенно остывая. Несмотря на кажущуюся близость, на самом деле это структура находится примерно в 170 световых годах позади остатка сверхновой.

По материалам https://esawebb.org