ALMA сфотографировал след молодого экзосатурна

В созвездии Змееносца , в 410 световых годах от Солнца, есть область звездообразования. В ней расположена система AS 209. Она состоит из молодой звезды, возраст которой не превышает миллиона лет, окруженной протопланетным диском из пыли и газа. При помощи комплекса радиотелескопов ALMA астрономы сумели получить детальное изображение этого диска.

Фото ALMA демонстрирует два отчетливых разрыва в диске вокруг AS 209. Внешний промежуток — глубокая, широкая и в целом свободная от пыли область. Астрономы предполагают, что в ней пролегает орбита планеты с массой, составляющей 0,7 массы Сатурна. Она удалена от материнской звезды примерно на 95 а.е. Это более чем в три раза превышает расстояние между Нептуном и Солнцем. По мере того, как планета расчищает свою орбиту, пыль выталкивается на внешние края промежутка, отчего они становятся еще более ярко очерчены.

Протопланетный диск вокруг AS 209. Источник: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO)/ D. Fedele et al.

Более тонкий внутренний промежуток находится на расстоянии 63 а.е. от звезды. Астрономы рассматривают две возможности его формирования. Во-первых, он мог быть образован планетой, масса которой не превышает 0,1 массы Юпитера. В этом случае она будет находиться в резонансе 2:1 по отношению к внешней более массивной планете. В то же время, исследователи допускают и интересную возможность, что оба промежутка сформировала одна и та же большая планета.

По словам астрономов, возможность существование планеты размером с Сатурном на таком большом расстоянии от центральной звезды заставляет задуматься о механизмах образования подобных объектов на периферии протопланетных дисков на такой ранней стадии.

По материалам: http://www.eso.org/public/russia/images/potw1809a/