ALMA обнаружил искривленный газопылевой диск

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Орбиты всех планет Солнечной системы лежат примерно в одной плоскости. Отклонение их от плоскости эклиптики не превышает 7°. Однако это правило выполняется не для всех планетных систем иных звезд. За последние годы астрономы нашли ряд экзопланет с очень значительными наклонениям орбит. В качестве примера можно привести газовый гигант GJ 436 b, находящийся на практически полярной орбите (ее наклонение достигает 80°).

Солнце и планеты Солнечной системы. Источник: wikipedia.org

Согласно наиболее распространенному мнению, подобные отклонения объясняются гравитационным воздействием звезд-компаньонов или планет-гигантов, «выталкивающих» тела с их изначальных орбит. Однако новое открытие, сделанное при помощи комплекса радиотелескопов ALMA (Atacama Large Millimeter Array), говорит о том, что в некоторых случаях подобное смещение может быть вызвано «врожденным» искривлением протопланетного газово-пылевого диска.

Команда японских астрономов воспользовалась ALMA, чтобы изучить протозвезду IRAS 04368+2557 (L1527), расположенную на расстоянии 450 световых лет от Солнца. Эта система крайне молода. Возраст ее центрального светила составляет около 100 тыс. лет. У него нет звезд-компаньонов и вокруг него еще не сформировались планеты.

При этом в окружающем L1527 газово-пылевом диске наблюдается явно выраженная деформация. Данные ALMA говорят о том, что он, по сути, состоит из двух частей, вращающихся в разных плоскостях. На расстоянии до 60 а.е. от протозвезды отклонение диска от усредненной плоскости системы невелико и не превышает 2 а.е. Затем оно возрастает до 10 а.е. Таким образом, в наклонениях двух частей этой структуры имеется расхождение примерно в 3-5°.

С учетом крайне небольшого возраста системы и отсутствия поблизости других звезд астрономы предположили, что это искривление является «врожденным». Существует несколько возможных объяснений его появления. По одной из версий, все дело в неравномерности аккреции потоков газа и пыли. По другой, возмущение внутренней части диска может быть вызвано воздействием магнитного поля протозвезды.