50 оттенков зеленого: почему в космосе не бывает зеленых звезд

Любители астрономии знают, что наиболее распространенными звездами являются красные карлики. На них приходится порядка 75% населения Млечного Пути. Также на просторах космоса довольно часто встречаются оранжевые и желтые карлики (к последним относится, в том числе и наше Солнце). На другом же конце спектра находятся ультраредкие голубые гипергиганты — наиболее горячие и массивные звезды во Вселенной.

Можно заметить, что в этой классификации кое-чего не хватает. Речь о зеленом цвете. Если есть красные, желтые и голубые звезды — где-то в космосе наверняка можно найти и зеленые звезды, верно? Но все не так просто. В честь приближающегося Дня святого Патрика рассказываем, бывают ли во Вселенной зеленые звезды.

Чем обусловлены цвета звезд

Цвет звезды зависит от температуры ее поверхности: чем она выше, тем больше средняя энергия испускаемых ею фотонов и тем короче длина волны. Именно поэтому излучение наиболее горячих звезд во Вселенной смещено к сине-фиолетовой части спектра. В свою очередь, пик излучения холодных красных карликов приходится на красную и инфракрасную часть спектра.

Звездное скопление, содержащее, как горячие голубые так и холодные красные звезды. Источник: ESA/Hubble & NASA, J. Kalirai, A. Milone

В промежутке между этими двумя крайностями находятся солнцеподобные звезды, температура поверхности которых составляет около 6000 ℃. И это как раз соответствует пику излучения зеленого цвета. Так что же, стало быть наше Солнце является зеленой звездой?

Все цвета, излучаемые нашим Солнцем. Источник: Nigel Sharp (NSF), FTS, NSO, KPNO, AURA, NSF

Нет, это не так. Действительно, максимум солнечного излучения, охватывает зеленую часть спектра. Но дело в том, что сам по себе диапазон излучаемого им света весьма широк. Солнце также испускает свет и красного и желтого и голубого цвета. Они смешиваются и уравновешивают друг друга. В результате для человеческого глаза такие звезды кажутся белыми — их свет одинаково возбуждает все три типа колбочек в человеческом глазе.

Фотография Солнца с МКС. Источник: NASA

На это кто-то может задать резонный вопрос о том, как Солнце может быть белым, если вообще-то на земном небе оно обычно желтое. Но тут все просто. Видимый цвет Солнца определяется рассеянием его света в атмосфере. Как только мы выходим за ее пределы, то все оттенки исчезают и наше светило становится ослепительно белым. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на фотографии и видеозаписи, сделанные с орбиты.

«Мнимые» зеленые звезды

Итак, хотя во Вселенной и есть звезды, максимум излучения которых приходится на зеленую часть спектра, из-за особенностей строения человеческого глаза для нас они будут выглядеть белыми. Но именно из-за этих же особенностей на небе все же можно увидеть звезды, которые будут казаться нам зелеными, хотя в реальности это не так.

Подобная оптическая иллюзия иногда возникает при наблюдениях двойных звездных систем. Если ее компоненты имеют разные цвета, то из-за их смешения человеческому глазу может показаться, что одно из светил является зеленоватым.

Классическим примером является Антарес. Основная звезда представляет собой красный сверхгигант. На фоне его яркого золотисто-оранжевого цвета тусклый компаньон кажется изумрудным — хотя в реальности это бело-голубая звезда.

Фотография Антареса в любительский телескоп. Зеленый цвет возник из-за слияния цветов основной звезды и ее компаньона. Источник: Edison Urdaneta

Аналогичная ситуация и с системой Аламак (Гамма Андромеды). Она состоит из четырех звезд, но при наблюдениях в телескоп с небольшим увеличением они сливаются, из-за чего кажется, что их лишь две. Основная пара имеет золотисто-желтый цвет, в то время как компаньон — голубой. Но некоторые наблюдатели порой интерпретируют ее цвет, как зеленый.

Гамма Андромеды в телескоп. Источник: wikipedia

Также стоит упомянуть Бета Весов. Это горячая бело-голубая звезда. Но любопытно, что еще в XIX веке многие наблюдатели описывали ее как зеленоватую и называли единственной видимой невооруженным глазом звездой зеленого цвета. Современные исследователи теряются в догадках, в чем причина этого. Возможно, что в прошлом Бета Весов была окружена каким-то материалом, создавшим иллюзию ее зеленого цвета.