№4 (173) 2019

Стоимость журнала 80 грн

№4, 2019, с. 6

Как умирают массивные звезды:
сверхновая, гиперновая или прямой коллапс?

Итан Сигел
Вспышки сверхновых — одни из наиболее высокоэнергетических событий, известных астрономам. Массивные звезды в конце своего жизненного цикла переживают гравитационный коллапс, выделяя столько энергии, сколько наше светило «производит» за все время своего активного существования. Результатом коллапса становится сверхплотный объект — нейтронная звезда или черная дыра. Однако недавно астрономы выяснили, что такие вспышки могут быть не единственным финалом «супертяжеловесов».

№4, 2019, с. 16

Звезда Тэбби. Приоткрывая завесу таинственности

Денис Нырков
Четыре года назад внимание астрономов неожиданно привлекла слабая звездочка в созвездии Лебедя, наблюдавшаяся телескопом Kepler в ходе его основной миссии. Видимый блеск этой звезды время от времени падал более чем на 20% без какой-либо периодичности. С того времени удовлетворительных объяснений загадочных «провалов» никому предложить не удалось. Некоторые ученые считали, что мы наблюдаем признаки масштабной астроинженерной деятельности высокоразвитой цивилизации. Но недавно группа исследователей во главе с Табетой Бояджян, первой обратившей внимание на загадочное светило, предложила довольно простую модель, которая, похоже, неплохо согласуется с наблюдательными данными…

№4, 2019, с. 24

В поисках сферы Дайсона

Денис Нырков
Для сбора и максимально эффективного использования энергии центральной звезды высокоразвитые цивилизации могут создавать гигантские астроинженерные сооружения, полностью или частично окружающие ее. Одним из первых такое предположение высказал американский физик Фримен Дайсон. В последние годы поиск «сфер Дайсона» заметно активизировался. Его ведут профессиональные астрономы и «гражданские ученые» с использованием все более совершенных инструментов и методик.

№4, 2019, с. 32

«Ультима Туле» открывает свои тайны

Владимир Манько
Прошло уже больше полугода после исторического пролета зонда New Horizons вблизи объекта Пояса Койпера, получившего рабочее название «Ультима Туле». Из-за огромного расстояния до космического аппарата передача полученных им данных ведется довольно медленно и продлится еще около года. На основании уже имеющейся информации ученые попытались составить «портрет» загадочного небесного тела, почти не изменившегося со времен формирования Солнечной системы.

№4, 2019, с. 36

Космическая гавань «Царицы морей»

Дарья Заремба
История космической отрасли Великобритании не отмечена большими самостоятельными достижениями в ракетостроении. Но сегодня эта страна имеет амбициозные планы, осуществление которых позволит ей занять достойное место на рынке пусковых услуг по доставке на орбиту коммерческих грузов и создавать собственные спутниковые группировки.

№4, 2019, с. 44

ИСТОРИЯ СКАФАНДРОВ

Филипп Терехов
Древние люди, надевшие звериные шкуры, заложили основы экспансии человечества. Вместо того, чтобы тратить миллионы лет на эволюционные изменения организма, приспосабливаясь к окружающей среде, человек начал использовать снаряжение для выживания в неблагоприятной обстановке. Подход оказался успешным: люди смогли погрузиться под воду, подняться в воздух, а в XX веке — отправиться в космос. И сейчас скафандр — наверное, самая сложная «одежда» для наиболее опасных условий, уже успевшая пройти достаточно долгий путь.

№4, 2019, с. 54

Сделано на орбите. Как «напечатать» спутник в космосе

В настоящее время стоимость доставки одного килограмма полезной нагрузки на Международную космическую станцию превышает 10 тыс. долларов. С другой стороны, членам экипажа орбитального комплекса требуется все больше разнообразных инструментов и приспособлений, и далеко не всегда их можно оперативно доставить с Земли. Частичным решением проблемы стала 3D-печать в невесомости, технологии которой разрабатывает американская компания Made In Space.

№4, 2019, с. 66

Механизм бога. Уникальный артефакт древнего мира

Юрий Шевела
Ученые неплохо представляют себе уровень знаний и технологий античной Греции, но некоторые археологические артефакты заставляют нас по-новому взглянуть на этот исторический период. Одним из них стал знаменитый Антикитерский механизм, найденный на дне Эгейского моря в самом конце XIX века.