1000 солов на Марсе: марсоход Perseverance установил новый рекорд

12 декабря марсоход Perseverance отметил круглую дату: 1000 солов. Именно столько дней он провел на марсианской поверхности. В честь этого события NASA рассказала о последних находках ровера.

Панорама кратера Езеро. Источник: NASA/JPL-Caltech/ASU/MSSS

Perseverance совершил посадку на Красную планету 18 февраля 2021 года. С тех пор он проехал свыше 21 км по марсианской поверхности и взял 23 пробы грунта, которые в будущем планируется доставить на Землю в ходе миссии Mars Sample Return.

12 декабря ровер отметил знаменательную дату. Он провел тысячу солов (солнечных суток) на Марсе. Продолжительность одного сола составляет 24 часа 39 минут. В честь этого события, специалисты миссии рассказали о нескольких недавних находках марсохода.

Так, один из недавно взятых ровером образцов, содержит большое количество мелкозернистого кремнезем. Другая проба содержит значительное количество фосфатов, которые часто ассоциируются с жизнью, какой мы ее знаем. Оба образца также богаты карбонатом, который может сохранять информацию об условиях окружающей среды в период формирования породы.

Спутниковый снимок кратера Езеро, совмещенный с данными о его минеральном составе. Зеленый цвет соответствует карбонатам — минералам, которые могут сохранять следы древней жизни. Источник: NASA/JPL-Caltech/MSSS/JHU-APL

Анализ этих проб помогает ученым восстановить геологическую историю кратера Езеро. Он был выбран в качестве места посадки марсохода, потому что спутниковые снимки показали наличие на его территории следов древней дельты.

После посадки Perseverance ученые обнаружила, что дно кратера состоит из магматической породы, образовавшейся из магмы под землей или в результате вулканической активности на поверхности. Впоследствии они обнаружили песчаник и аргиллит, что свидетельствует о появлении первой реки в кратере спустя сотни миллионов лет после его формирования.

Над этими породами залегают богатые солью аргиллиты, свидетельствующие о существовании на этом месте неглубокого озера, которое подвергалось испарению. По мнению ученых, его максимальный диаметр составлял 35 км, а глубина  — 30 метров. Впоследствии потоки воды принесли в кратер валуны с окрестных территорий, распределив их по его дельте и других участках ударной формации.

По материалам https://www.jpl.nasa.gov