Россия сокращает финансирование научных космических миссий

Космические технологии Новости астрономии, астрофизики и космологии

За последние дни был опубликован целый ряд сообщений, свидетельствующих о том, что Российская Федерация может серьезно сократить финансирование многих научных миссий. Сэкономленные деньги предлагается перенаправить на лунные проекты.

Так, в недавнем интервью ТАСС директор Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н. В. Пушкова (ИЗМИРАН) РАН Владимира Кузнецова сообщил о приостановке работ над проектом «Интергелиозонд». По его словам, было принято решение уделить основное внимание миссиям, которые уже готовятся к запуску или разрабатываются совместно с международными партнерами. Все остальные проекты отложены либо приостановлены. При этом Кузнецов утверждает, что предварительная дата запуска аппарата остается неизменной.

«Интергелиозонд» предназначен для исследований Солнца. В его задачи входит изучение поверхности светила и внутренней гелиосферы с близкого расстояния, выяснение механизмов нагрева солнечной короны и ускорения солнечного ветра, наблюдение за солнечной атмосферой и короной в полярных и экваториальных областях. Изначально миссия была намечена еще на 2015 г., но вследствие секвестров Федеральной космической программы запуск «Интергелиозонда» был перенесен на 2026 г.

Также не самые лучшие новости пришли от сотрудников миссии «Спектр-УФ». Ее научный руководитель Борис Шустов сообщил, что госкорпорация «Роскосмос» значительно сократила финансирование программы. Он прокомментировал ситуацию следующим образом: «В 2019 г. «Роскосмос» предложил нам самим обрезаться добровольно втрое, письмо об этом пришло от «Роскосмоса» в головную организацию — НПО Лавочкина. А на 2020 г. планируется сокращение в 15 раз. Обрезали финансирование, можно сказать, под ноль». Источники в российской космической индустрии также говорят о возможности сокращения финансирования радиотелескопа «Спектр-М» («Миллиметрон»). При этом сообщается, что в защиту проекта уже готовы выступить несколько нобелевских лауреатов.

«Спектр-УФ» предназначен для исследования Вселенной в ультрафиолетовом диапазоне электромагнитного спектра. Целями обсерватории станут кометы, планетные атмосферы, звезды, газово-пылевые облака, ядра активных галактик и гравитационные линзы. До недавнего времени ее запуск был намечен на 2024 г.

Что касается аппарата «Спектр-М», то в связке с наземными обсерваториями он сможет работать как крупнейший виртуальный радиотелескоп, способный исследовать структуру галактических ядер, черных дыр, пульсаров, изучать реликтовое излучение и вести поиски объектов в самой ранней Вселенной. Его запуск планировали осуществить в 2025 г.