Фото дня: «звездная сфера» галактики M 89

Новости астрономии, астрофизики и космологии Фото космоса

На первый взгляд на представленной фотографии телескопа Hubble запечатлена очень яркая звезда. Но на самом деле это суммарный блеск 100 млрд светил, расположенных на расстоянии около 55 млн световых лет от Млечного Пути, в галактике M89.

Этот объект классифицируется как эллиптическая галактика, что может показаться странным — ведь на снимке мы видим не привычную для таких звездных систем вытянутую форму, а практически идеальную сферу. Но возможно, что это — лишь оптическая иллюзия, вызванная ориентацией галактики по отношению к наземным наблюдателям.

M89 несколько меньше нашей Галактики. Помимо нестандартного внешнего вида, она обладает еще несколькими интересными чертами. Из ее центра «произрастает» газово-пылевая структура общей протяженностью свыше 150 тыс. световых лет. По всей видимости, ее происхождение связано с расположенной в галактическом ядре сверхмассивной черной дырой. Это говорит о том, что раньше галактика демонстрировала заметно более высокую активность, чем сейчас. Астрономам также удалось обнаружить окружающую ее сложную систему из оболочек и шлейфов. Возможно, это следы от слияний и поглощений более мелких систем, что могло бы объяснить повышенную активность черной дыры в прошлом. Сам факт их наличия говорит о том, что M89 приобрела свой нынешний вид относительно недавно.

Изображение галактики M 89, полученное телескопом Hubble. Источник: ESA/Hubble & NASA, S. Faber et al.

Галактика была открыта в 1781 г. французским астрономом Шарлем Мессье (Charles Messier). Идея каталога появилась у него во время поисков в 1758 г. кометы Галлея в ее первом предсказанном возвращении. Случайно он наткнулся на тусклое туманное пятнышко, не перемещавшееся относительно звезд (в отличие от комет). Сейчас мы знаем, что это была Крабовидная туманность. Чтобы избежать повторения подобных ошибок и облегчить жизнь другим астрономам, Мессье решил составить каталог «туманных» астрономических объектов, которые можно принять за кометы. Так на свет появился знаменитый каталог Мессье.Из всех 110 попавших в каталог туманностей, звездных скоплений и галактик M89 является наиболее удаленным объектом.

По материалам: https://spacetelescope.org