PSP прислал первый снимок солнечной короны

Космические технологии Новости астрономии, астрофизики и космологии

5 ноября аппарат Parker Solar Probe (PSP) прошел свой первый перигелий. В этот день он приблизился к Солнцу на расстояние в 24,1 млн км, почти двое перекрыв предыдущий рекорд, установленный немецким зондом Helios-B еще в 1976 г. В момент прохождения перигелия PSP двигался с гелиоцентрической скоростью 343 тыс. км/ч (95,2 км/с), а его теплозащитный экран нагрелся до температуры в 437°C.

Эта анимация показывает реальный вид Солнца, в момент прохождения PSP своего первого перигелия (данные аппарата STEREO-A). Белый круг отмечает местоположение солнечного зонда. Источник: NASA/STEREO

PSP начал передавать собранную во время пролета информацию 7 декабря. Учитывая взаимное расположение Солнца, Земли и аппарата, этот процесс затянется на длительный срок. Передача всей собранной информации закончится лишь в апреле 2019 г. — т.е. уже после второго сближения зонда со светилом.

Но, несмотря на ограничения по скорости передачи данных, PSP уже успел сообщить ученым кое-что любопытное: первый снимок солнечной короны, сделанный инструментом WISPR (Wide-field Imager for Solar Probe), демонстрирует тонкие структуры, состоящие из выбрасываемой Солнцем плазмы. Яркий объект в центре снимка — Меркурий, черные точки — повторяющееся изображение планеты, возникшие из-за особенностей алгоритмов съемки и обработки изображения. Фотография была сделана 8 ноября с расстояния в 27,2 млн км от поверхности Солнца. Камера WISPR была направлена «вбок», находясь под прикрытием теплозащитного экрана.

Первое изображение солнечной короны, сделанное аппаратом Parker Solar Probe. Источник: NASA/Naval Research Laboratory/Parker Solar Probe

Астрономы надеются, что PSP поможет решить несколько загадок, связанных с солнечной короной. Например, температура поверхности нашей звезды составляет 6000 °C, в то время как температура короны достигает нескольких миллионов градусов. Ученые до сих пор не знают, чем вызвана такая огромная разница. Также их интересует, каким образом частицы солнечного ветра успевают за сравнительно короткий срок разогнаться до очень больших скоростей, в некоторых случаях достигающих половины световой.

Чтобы найти ответы на эти вопросы, PSP постарается подобраться к Солнцу на минимально возможную дистанцию. Для этого аппарат осуществит серию гравитационных маневров в окрестностях Венеры. Благодаря ним к декабрю 2024 г. он должен будет выйти на финальную 88-дневную орбиту с перигелием, расположенным на расстоянии всего в 6,2 млн км от солнечной поверхности. В момент его прохождения зонд разгонится до скорости 691 тыс. км/ч (192 км/c), а его теплозащитный экран будет разогреваться до температуры 1370°C. Ожидается, что он сможет выдержать как минимум три подобных тесных сближения со светилом, прежде чем мощнейшее солнечное излучение выведет из строя бортовое оборудование.