Mars Express сфотографировал «шлейф» над марсианским супервулканом

На протяжении вот уже полутора месяцев европейский зонд Mars Express ведет наблюдение за необычным облаком, которое, словно шлейф от извержения, тянется от вершины марсианского супервулкана Гора Арсия (Arsia Mons). Его максимальная протяженность достигает 1500 км. Для сравнения: диаметр основания Горы Арсия составляет 430 км, высота — около 20 км.

Если бы облако в самом деле имело вулканическое происхождение, это мгновенно стало бы научной сенсацией — ведь человечество еще никогда не наблюдало извержений на Марсе. Последние проявления вулканизма на этой планете имели место много миллионов лет назад.

На самом деле облако состоит из кристалликов водяного льда. Планетологи связывают его появление с погодными процессами, вызванными приходом зимы в северное полушарие Красной планеты. По всей видимости, вулкан влияет на движение атмосферных потоков, что приводит к образованию характерных облачных формаций примерно в одно и то же время марсианского года. Ранее Mars Express замечал появление аналогичных облаков над Горой Арсия в 2009, 2012 и 2015 гг.

Стоит отметить, что внешний вид облака заметно меняется в ходе марсианских суток (сола). Оно растет в течение утра, растягиваясь вдоль экватора, и достигает такого размера, что его можно заметить даже в наземные телескопы. На поведение этой формации также может влиять пыль, все еще остающаяся в атмосфере Красной планеты после глобальной пылевой бури.