NASA собирается прекратить попытки связаться с Opportunity

Космические технологии

В июне текущего года на Марсе разразилась глобальная пылевая буря. Она затянула небо Красной планеты, из-за чего солнечные батареи марсохода Opportunity перестали вырабатывать достаточное для поддержания работы количество электроэнергии. В последний раз ровер выходил на связь с Землей 10 июня.

Симуляция изменения прозрачности атмосферы в месте нахождения Opportunity. Источник: NASA/JPL-Caltech/TAMU

К сентябрю поднятая бурей пыль начала постепенно оседать на марсианскую поверхность. Замеры, произведенные орбитальным аппаратом MRO, показали, что солнечные панели Opportunity должны снова получать достаточное количество излучения, чтобы он смог перезарядить батареи и выйти из безопасного режима. Исходя из этого предположения, группа сопровождения миссии приступила к активным попыткам связаться с ровером при помощи сети дальней космической связи Deep Space Network. Несколько раз в день инженеры отправляют марсоходу команду пробудиться и послать ответный сигнал.

С тех пор прошло уже больше месяца, но Opportunity так и не откликнулся. По всей видимости, руководство NASA уже примирилось с мыслью о потере ровера. Аэрокосмическая администрация приняла решение продолжить отправлять сигналы марсоходу еще одну или две недели, после чего прекратить активные попытки связи с ним. Соответствующее заявление было сделано на ежегодной встрече Американского астрономического сообщества директором Планетного отделения NASA Лори Глейз (Lori Glaze).

Решение мотивировано тем, что в конце ноября Марса достигнет аппарат InSigh, и нужно будет задействовать все доступные ресурсы для обеспечения его безопасной посадки. На этом фоне восстановление связи со старым марсоходом было признано второстепенной задачей.

Правда, NASA пока еще не готова официально признать потерю мобильной лаборатории. Время от время инженеры будут прослушивать эфир на случай, если Opportunity все же «проснется» и пошлет сигнал на Землю. Такой сценарий возможен при условии, что его солнечные панели сильно запылены. Сильный порыв ветра может очистить их от пыли, после чего ровер снова начнет получать достаточное количество энергии. Впрочем, вероятность такого исхода невелика и продолжает уменьшаться с каждым днем молчания легендарного марсохода.