Главная Новости Шаровое скопление Омега Центавра не лучшее место для развития жизни

Шаровое скопление Омега Центавра не лучшее место для развития жизни

Астрономия

Наша Солнечная система находится на окраине небольшого галактического рукава Ориона. Этот регион относительно слабо заселен звездами: среднее расстояние между светилами составляет около 5 световых лет. С точки зрения шансов на зарождение жизни, это значительный плюс. Большие дистанции означают меньшую вероятность сближений с другими светилами, которые могут оказать негативное влияние на стабильность планетных орбит. С другой стороны, такие расстояния ограничивают экспансию жизни пределами родительской звездной системы.

Сближение двух звезд. Источник: r/spaceengine

Но в Млечном пути имеются регионы с намного меньшими расстояниями между светилами. Речь о шаровых скоплениях — группах связанных гравитацией звезд, вращающихся вокруг центра Млечного пути в качестве спутника. Существует мнение, что возникшая в таком регионе цивилизация смогла бы эффективно осуществлять космическую экспансию благодаря небольшим расстояниям между светилами. Но насколько шаровые скопления в принципе пригодны для появления жизни?

Исследователи из Калифорнийского университета в Риверсайде и Государственного Университета Сан-Франциско попытались найти ответ на этот вопрос. В качестве примера исследователи использовали шаровое скопление Омега Центавра. Оно находится на расстоянии порядка 15 тыс. световых лет от Солнца и является домом для 10 млн светил.

Астрономы проанализировали данные телескопа Hubble о характеристиках 350 тыс. звезд в центре скопления и вычислили среднюю дистанцию между ними. Она составляет 0,16 световых года (около 10 тыс. а.е.). Затем они смоделировали частоту тесных сближений между звездами. Анализ показал, что в среднем звезды скопления пролетают на расстояние в 1000 а.е. друг от друга раз в 1000 лет, 1 а.е. — раз в миллион лет, 0,01 а.е. — раз в миллиард лет.

Центр шарового скопления Омега Центавра. Источник: NASA, ESA, J. Anderson and R. van der Marel (STScI)

Подобные встречи должны неминуемо дестабилизировать планетные системы и менять их орбиты. В некоторых случает, планеты вовсе будут выкинуты в межзвездное пространство. По современным представлениям, это делает практически невозможным появление в этом регионе высокоразвитой цивилизации. У жизни попросту не хватит времени, чтобы эволюционировать во что-то сложное. По мнению авторов исследования, для астробиологических поисков куда более перспективны звезды в спокойных, относительно слабозаселенных регионах Млечного пути, вроде того, в котором расположено наше Солнце.

По материалам: https://astronomynow.com