Миссия BepiColombo прибыла к месту запуска

После многих лет обсуждения, проектирования, строительства и тестирования, европейское и японское космическое агентство сделали предпоследний шаг к реализации амбициозной миссии BepiColombo. 27 и 28 апреля самолеты Ан-124 переправили из исследовательского центра ESTEC в Нидерландах на космодром Куру во Французской Гвиане аппараты Mercury Planetary Orbiter (MPO) и Mercury Magnetospheric Orbiter (MMO), перелетный модуль Mercury Transfer Module (MTM), а также необходимое наземное оборудование.

Теперь специалисты начнут подготовку миссии к запуску. Подготовительные операции будут включать в себя сборку аппаратов, нанесение теплозащитного покрытия, установку и проверку механизма развертывания солнечных панелей, а также заправку. Затем BepiColombo поместят внутрь контейнера для полезной нагрузки ракеты Ariane 5. Окно для полета к Меркурию будет открыто с 5 октября по 29 ноября.

Цель BepiColombo — исследование Меркурия. Модуль MTM должен доставить к первой планете Солнечной системы аппараты MPO и MMO. 1150-килограммовый MPO построен ESA. Аппарат будет заниматься изучением поверхности Меркурия. Для этого он оснащен 11 научными инструментами, в том числе камерой, набором спектрометров, детекторами частиц, акселерометром и лазерным альтиметром.

Устройство BepiColombo. Источник: Airbus

285-килограмовая станция MMO создана JAXA с целью изучения магнитосферы Меркурия. После выхода на околомеркурианскую орбиту она отделится от MOP и отправится в самостоятельный полет под управлением японских специалистов.

BepiColombo потребуется семь лет, чтобы добраться до своей цели. Несмотря на кажущуюся близость, Меркурий является одной из самых труднодостижимых планет Солнечной системы. Причина этому — наше Солнце. Дело даже не в мощном излучении светила, а в его гравитации. Солнце будет притягивать любой запущенный к Меркурию космический аппарат, увеличивая его орбитальную скорость. Чтобы выйти на орбиту вокруг планеты, это скорость необходимо погасить.

К сожалению, возможности современной ракетной техники пока что не позволяют отправить к Меркурию станцию с достаточным количеством топлива для выполнения тормозного маневра. Поэтому, специалистам приходится рассчитывать траектории аппаратов таким образом, чтобы они использовал гравитацию внутренних планет для торможения. Подобные маневры серьезно затягивают время полета и существенно увеличивают стоимость меркурианских миссий. Так, чтобы выйти на орбиту вокруг Меркурия, аппарату MESSENGER потребовалось выполнить 6 гравитационных маневров: один у Земли, два у Венеры и три у самого Меркурия. Это заняло 6,5 лет за которые станция преодолело 7,9 млрд км. Это больше, чем расстояние от Земли до Плутона.

BepiColombo проделает схожий путь. Чтобы погасить скорость миссии придется совершить девять гравитационных маневров: один у Земли, два у Венеры и шесть у Меркурия. Выход на орбиту вокруг первой планеты Солнечной системы должен состояться 5 декабря 2025 г.

По материалам: https://www.nasaspaceflight.com