Астрономы впервые увидели «эхо» с обратной стороны черной дыры

Впервые в истории астрономы зарегистрировали рентгеновское излучение, отраженное от обратной стороны аккреционного диска, который окружает черную дыру в галактике I Zwicky 1. Статья о находке была опубликована в журнале Nature.

Схема, демонстрирующая процесс возникновения «эха» с обратной стороны черной дыры. Источник: NASA

Галактика I Zwicky 1 находится на расстоянии около 800 млн световых лет. Как и в нашем Млечном Пути, в ее центре расположена черная дыра, масса которой в 10 млн раз превышает солнечную. Она окружена аккреционным диском. Часть его вещества поглощается черной дырой, а часть выбрасывается наружу в виде джетов. Вся эта активность сопровождается периодическими всплесками рентгеновского излучения.

Чтобы лучше понять свойства среды вблизи горизонта событий этой черной дыры, ученые задействовали космические телескопы XMM-Newton и NuSTAR. Во время одной из наблюдательных сессий они заметили серию ярких рентгеновских вспышек. В процессе последующего изучения собранных данных астрономы обратили внимание на ряд не замеченных ранее более слабых вспышек. Подробный анализ показал, что они представляют собой «эхо» — те же самые вспышки, отразившиеся от обратной стороны аккреционного диска.

На первый взгляд может показаться, что, поскольку черные дыры удерживают даже свет, мы не должны видеть находящееся позади них. Но дело в том, что масса подобных объектов столь велика, что они искривляют окружающее пространство, отклоняют излучение и скручивают магнитные поля вокруг себя. В результате свет в буквальном смысле может обогнуть черную дыру и вернуться к наблюдателю. Таким образом, обнаружение «эха» стало еще одним подтверждением Общей теории относительности.

По материалам: https://www.nature.com