В шаровом скоплении найдена крупная популяция черных дыр

В 1950-х астрономы открыли в созвездии Змеи объединение звезд, позже получившее наименование Palomar 5. Изначально оно было принято за карликовую галактику, но позже стало понятно, что это шаровое звездное скопление, расположенное на расстоянии около 80 тыс. световых лет от Солнца.

Скопление черных дыр в представлении художника. Источник: ESA/Hubble, N. Bartmann

Palomar 5 обладает двумя особенностями, отличающими его от других известных нам шаровых скоплений. Во-первых, это один из самых разреженных подобных кластеров в гало Млечного Пути. Во-вторых, он обладает двумя «хвостами» — длинными потоками, состоящими из выброшенных светил.

Международная команда астрономов решила разобраться в причине возникновения столь необычной структуры. Для этого они провели компьютерное моделирование орбиты и жизненного цикла каждой звезды Palomar 5 — от формирования скопления до его окончательного рассеивания.

Компьютерная модель показала, что протяженная структура и звездные потоки могут быть связаны с находящейся в центре скопления популяцией черных дыр, которые сегодня составляют около 20% от его общей массы. Они образовались в результате коллапса сверхмассивных светил, произошедшего вскоре после формирования Palomar 5.

По словам исследователей, суммарная масса черных дыр Palomar 5 превышает определенный критический порог. Их гравитация воздействует на звезды скопления и постепенно выбрасывает их, что объясняет его общую разреженность и наличие потоков. Расчеты показывают, что при сохранении нынешних темпов всего через миллиард лет Palomar 5 полностью лишится всех светил и в нем останутся одни черные дыры.