Земные экстремофилы не смогут выжить в облаках Венеры

В прошлом году команда ученых объявила об обнаружении следов фосфина в венерианской атмосфере, что могло трактоваться в качестве признака, указывающего на наличие жизни. Несмотря на то, что результаты исследования впоследствии были поставлены под сомнение другими учеными, оно спровоцировало возрождение интереса к вопросу о потенциальной обитаемости второй планеты от Солнца.

Облака Венеры, сфотографированные в УФ-диапазоне. Источник: NASA

В недавнем выпуске журнала Nature Astronomy была опубликована статья на эту тему. Ее авторы решили сосредоточиться на водном аспекте, а именно: содержат ли верхние слои венерианской атмосферы достаточное количество водяного пара, при котором микроорганизмы способны сохранять активность и размножаться.

Результаты нового исследования оказались неутешительны для сторонников обитаемости Венеры. Ученые оценили значения параметра активности воды (aw) в ее облаках. Расчеты показали, что капли серной кислоты значительно снижают этот показатель и он составляет менее 0,004. Для сравнения, найденный в 2017 году грибок-экстремофил, считающийся рекордсменом по способности выживать в наиболее засушливых условиях, сохраняет жизнеспособность при значениях aw до 0,585.

Исследователи также оценили атмосферы других планет. Для Марса показатель aw составляет 0,537, но ситуацию усугубляет сильное ультрафиолетовое излучение и низкие температуры. Атмосфера Юпитера имеет биологически допустимую активность воды более 0,585, однако другие факторы, такие как ее состав, также могут ограничить ее потенциальную жизнепригодность.