Hubble сфотографировал искривленную галактику

На этом изображении, полученном телескопом Hubble, видна галактика NGC 2276, расположенная на расстоянии примерно 120 млн световых лет в созвездии Цефея. На первый взгляд она напоминает бесчисленное множество других спиральных галактик. Но если присмотреться, становится понятно, что ее структура заметно искривлена.

Галактика 2276 (фото Hubble). Источник: ESA/Hubble & NASA, P. Sell

Необычный внешний вид NGC 2276 обусловлен сразу двумя астрофизическими процессами. Во-первых, в процессе движения она сталкивается с внутрикластерной средой — перегретым газом, заполняющим промежутки между галактиками в скоплениях. Это привело к вспышке звездообразования, наглядным свидетельством которой является яркая россыпь голубых светил, в основном сконцентрированных в левой части изображения. Они придают NGC 2276 «однобокий» вид.

На противоположной стороне звездной системы происходит совсем другой процесс. Она подвергается гравитационному воздействию со стороны своего компаньона — линзовидной галактики NGC 2300. Это привело к нарушению структуры ее спиральных рукавов, создав ложное ощущение, что NGC 2276 ориентирована по направлению к Земле.

Галактика 2276 (слева) и NGC 2300 (справа). Источник: Adam Block/Mount Lemmon SkyCenter/University of Arizona

Из-за описанных выше процессов галактика демонстрирует множество проявлений различных видов активности. За последние шестьдесят лет в ней вспыхнуло шесть сверхновых. Кроме того, в одном из ее спиральных рукавов была найдена т.н. промежуточная черная дыра, масса которой превосходит солнечную в 50 тысяч раз.

По материалам: https://esahubble.org