Астрономы выполнили мультиволновые наблюдения черной дыры

В апреле 2019 года участники проекта «Телескоп горизонта событий» (Event Horizon Telescope — EHT) опубликовали первое в истории изображение «тени» сверхмассивной черной дыры. Она находится в центре галактики M87, расположенной на расстоянии 55 млн световых лет от Млечного Пути. Снимок был получен благодаря восеми радиотелескопам, расположенным в разных уголках земного шара. Объединив их в единую сеть, исследователи создали виртуальный аналог антенной решетки размером с нашу планету.

В наблюдениях черной дыры участвовали не только радиотелескопы, но и множество других обсерваторий — наземных и космических. В период с марта по апрель 2017 года они изучили M87 в разных диапазонах электромагнитного спектра. Во время наблюдений был собран такой значительный объем данных, что лишь сейчас исследователи завершили их обработку и опубликовали предварительные результаты.

Представленный коллаж демонстрирует, как M87 выглядит в различных волновых диапазонах. Мы можем увидеть ее изображения, полученные космическими телескопами Hubble (видимый свет) и Swift (ультрафиолет), антенным массивом ALMA (радиодиапазон), а также орбитальными обсерваториями NuSTAR, Chandra (рентгеновский диапазон) и Fermi (гамма-излучение).

Черная дыра в галактике M87 в различных волновых диапазонах. Источник: NASA/ESA/ESO/NAOJ/NRAO/CXC/EHT

Для лучшего понимания масштаба выполненной работы необходимо отметить, что в изучении M87 приняли участие 19 различных обсерваторий и 760 ученых и инженеров из 200 научных учреждений, расположенных в 32 странах мира.