«Спектр-РГ» обнаружил ранее неизвестный остаток сверхновой

В ходе анализа данных, собранных телескопом eROSITA, установленным на рентгеновской обсерватории «Спектр-РГ», астрономы обнаружили в Млечном Пути ранее неизвестный остаток сверхновой. Он получил неофициальное прозвище Hoinga — в честь города Бад-Хеннинген, откуда родом руководитель научной группы.

Остаток сверхновой Hoinga. Источник: SRG / eROSITA

Hoinga находится на расстоянии порядка 1600 световых лет от Солнечной системы. Его видимый диаметр составляет 4,4°, что примерно в 9 раз больше диаметра полной Луны. Отличительная особенность остатка заключается в том, что он расположен не в центральной плоскости Млечного Пути, а на высоких галактических широтах. По всей видимости, он образовался в результате вспышки сверхновой типа Ia, произошедшей в промежутке между 21 и 150 тыс. лет назад.

Остаток сверхновой Hoinga. Источник: Becker et al., 2021.

По оценкам астрономов, в среднем, за столетие в Млечном Пути происходит одна-две вспышки сверхновых. С учетом того, что продолжительность существования их остатков составляет от 60 до 150 тыс. лет, мы должны наблюдать порядка 1200 подобных структур. Однако в реальности ученым пока известно лишь около 300 остатков сверхновых, подавляющее большинство которых было открыто в ходе радио обзоров. Таким образом, инструменты вроде «Спектр-РГ» предоставляют нам возможность заполнить этот пробел в истории нашей Галактики.