Главная Новости VLT сфотографировал протопланетный диск в форме крыльев

VLT сфотографировал протопланетный диск в форме крыльев

Астрономия

Используя приемник SPHERE, установленный на Очень большом телескопе Европейской Южной обсерватории (VLT ESO), астрономы получили детальный снимок необычного протопланетного диска. Его ключевая особенность заключается в том, что внешне он напоминает силуэт летящей птицы с распростертыми крыльями.

Протопланетный диск вокруг звезды SU Возничего. Источник: ESO/Ginski et al.

Протопланетный диск окружает новорожденную звезду SU Возничего. Она расположена на расстоянии примерно 500 световых лет от Солнца и в два раза массивнее него. Мы не можем увидеть на снимке VLT само светило: оно скрыто входящим в состав приемника SPHERE коронографом — устройством, которое блокирует яркий свет центральной звезды, позволяя нам разглядеть менее яркие детали окружающего околозвездного пространства.

SU Возничего производит колоссальные пылевые выбросы, простирающиеся на расстояние свыше 1000 а.е. Они состоят из вещества окружающей звезду туманности, втягиваемого внутрь околозвездного диска. Эта туманность, скорее всего, возникла в результате столкновения светила с огромным газово-пылевым облаком, чем объясняется уникальная форма протопланетного диска и окружающих его пылевых структур.

Новое исследование SU Возничего, в ходе которого были использованы данные, полученные с помощью VLT, антенного массива ALMA и других телескопов, продемонстрировало, что туманность до сих пор поставляет материал в протопланетный диск. Это показывает, насколько сложной может быть структура подобных дисков.