Найден древнейший квазар во Вселенной

Команда американских астрономов объявила об открытии древнейшего известного квазара. Он получил обозначение J0313-1806. Его красное смещение составляет z=7,642, то есть мы видим этот объект таким, каким он был во времена, когда возраст Вселенной составлял всего 670 млн лет.

Квазар J0313-1806 в представлении художника. Источник: NOIRLab/NSF/AURA/J. da Silva

Первоначально J0313-1806 был найден в ходе анализа данных, собранных в рамках нескольких наземных обзоров неба. В дальнейшем ученые задействовали такие инструменты, как комплекс радиотелескопов ALMA, а также телескопы Magellan и Gemini для проведения спектроскопических наблюдений объекта. Они подтвердили, что J0313-1806 является древнейшим из всех уже открытых квазаров.

Квазарами называют активные галактические ядра, которые являются источниками чрезвычайно мощного излучения, что делает их одними из самых ярких объектов во Вселенной. Они могут испускать в тысячу раз больше энергии, чем звездные системы наподобие нашего Млечного Пути. Источниками излучения являются аккреционные диски и джеты сверхмассивных черных дыр, находящихся в процессе активного поглощения вещества. Все эти проявления наблюдаются и в случае J0313-1806. По оценкам астрономов, в ядре этой галактики расположена черная дыра массой в 1,6 млрд солнечных. Ежегодно она поглощает вещество, по массе примерно равное 25 звездам вроде нашего Солнца.

Поглощение вещества черной дырой (концепт). Источник: NASA/CXC/M.Weiss

По мнению исследователей, столь значительная масса черной дыры в центре J0313-1806 при ее сравнительно небольшом возрасте говорит о том, что она вряд ли могла образоваться в результате вспышки сверхновой. У нее попросту не хватило бы времени, чтобы разрастись до таких огромных размеров. По всей видимости, тут был задействован другой механизм — вероятнее всего, прямой коллапс огромного облака холодного газообразного водорода.

По материалам https://arxiv.org