Hubble помог раскрыть загадку галактики без темной материи

В 2018 г. астрономы обнаружили в окрестностях Млечного Пути необычную звездную систему, получившую обозначение NGC 1052-DF2. При схожих с нашей галактикой размерах она содержит в 200 раз меньше звезд. Но самым интересным было даже не это, а то, что в ней почти полностью отсутствует темная материя.

Область неба вокруг галактики NGC 1052-DF2. Источник: NASA, ESA, and P. van Dokkum (Yale University)

Это открытие стало неожиданностью для астрономов. Считается, что темная материя является ключевым компонентом, необходимым для образования галактик. Без нее первичный газ не обладал бы достаточным гравитационным притяжением, чтобы начать сжиматься и формировать первые «звездные острова». Уже через год астрономы обнаружили еще одну «пустую» галактику, почти не содержащую темной материи. Она получила название NGC 1052-DF4. Находка спровоцировала новые дискуссии о механизмах возникновения первых звездных систем и корректности существующих моделей.

Но, похоже, ученым все же удалось раскрыть загадку, по крайней мере, одного из этих необычных объектов. Международная команда астрономов пришла к выводу, что в отсутствии темной материи в NGC 1052-DF4 виновата ее соседка — галактика NGC 1035.

Галактика NGC 1052-DF2 и NGC 1052-DF4. Источник: van Dokkum et al.

В этом ученым помог телескоп Hubble. Изучив распределение шаровых скоплений в NGC 1052-DF4, астрономы поняли, что она находится в процессе приливного разрушения. Более крупная соседняя галактика постепенно «ворует» ее вещество и искажает ее структуру. Построенная ученым модель говорит о том, что в такой ситуации первой будет потеряна именно темная материя, и лишь затем «пострадавшая» система лишится звезд, находящихся в ее центральных областях.