Европа может светиться в темноте

В ближайшем десятилетии NASA и ESA планируют отправить две миссии в систему Юпитера. Одной из их главных целей станет Европа — 3000-километровый спутник, поверхность которого полностью покрыта льдом. Считается, что под ледяным панцирем толщиной около сотни километров скрывается океан, содержащий больше воды, чем все моря и океаны нашей планеты, вместе взятые.

Спутник Европа. Источник: NASA/JPL-Caltech/SETI Institute

Возможно, земным посланцам удастся зарегистрировать явление, существование которого было недавно предсказано учеными из Лаборатории реактивного движения (JPL NASA). Они пришли к выводу, что ночная сторона Европы может светиться в темноте.

Дело в том, что ледяная поверхность спутника постоянно подвергается мощному облучению заряженными частицами радиационных поясов Юпитера. Сотрудники JPL смоделировали это воздействие, бомбардируя соленый лед высокоэнергетическими электронами. Это привело к возникновению процесса электронно-стимулированной люминесценции: облучаемый лед начал испускать свечение. Его цвет зависел от химического состава образца и интенсивности электронного потока. Для невооруженного глаза оно иногда выглядело зеленоватым, иногда голубоватым, а иногда белым.

Свечение поверхности Европы в представлении художника. Источник: NASA/JPL-Caltech

По словам исследователей, этот эффект можно использовать для изучения Европы. Например, измеряя интенсивность свечения на различных длинах волн, космический аппарат мог бы определить химический состав льда на ночной стороне спутника. Также эти данные могли бы помочь определить некоторые характеристики подповерхностного океана Европы — например, его соленость.

По материалам https://www.jpl.nasa.gov