Гало и лазеры в небе над Серро-Параналь

Представленная фотография была сделана на горной вершине Серро Параналь, где установлено множество астрономических инструментов, включая знаменитый Очень большой телескоп (VLT ESO). Гора пользуется такой популярностью среди астрономов благодаря климату. Низкое содержание влаги в воздухе, исключительно высокая прозрачность атмосферы и отсутствие светового загрязнения делают ее одним из лучших мест на Земле для размещения телескопов.

Лунное гало над VLT. Источник: Juan Carlos Muñoz-Mateos/ESO

Впрочем, иногда над Серро Параналь все же появляются облака. В один из таких моментов фотографу ESO удалось заснять интересное явление — лунное гало. Оно выглядит как туманное кольцо, окружающее яркий диск спутника нашей планеты. Этот феномен возникает из-за преломления лунного света кристалликами льда в верхних слоях тропосферы. Для появления гало необходимо сочетание из нескольких факторов — близкой к полнолунию фазы Луны, ее достаточно высокого положения на небе, подходящих атмосферных условий и т.д.

На снимке можно увидеть еще один оптический феномен, но уже искусственного происхождения. Речь идет о лазерных лучах, выпущенных одним из главных «юнитов» VLT. Они подсвечивают слой атомарного натрия в верхних слоях атмосферы, создавая так называемую искусственную звезду. Этот процесс является частью системы адаптивной оптики астрономического инструмента. Сравнивая эталонные и реальные параметры искусственной звезды, компьютер может рассчитать характеристики атмосферной турбулентности и компенсировать их путем изменения формы вторичного зеркала телескопа.