Крупнейшие спутники Урана имеют сходство с карликовыми планетами

Уран обладает спутниковым семейством состоящим из 27 известных спутников. Среди них особенно выделяются пять крупных лун (Титания, Оберон, Ариэль, Умбриэль, Миранда), имеющие шарообразную форму. Их снимки с близкого расстояния удалось сделать лишь в 1986 г. космическому аппарату Voyager 2, поэтому знания астрономов об этих телах содержат множество пробелов. Но, как оказалось, даже дистанционные наблюдения могут пролить свет на некоторые особенности их строения.

Сравнение размеров Урана и его крупнейших спутников. Источник: NASA

В журнале Astronomy & Astrophysics недавно была опубликована статья о неожиданном открытии, сделанном коллективом немецких ученых. Интересно, что изначальной целью их исследований были вовсе не спутники Урана. Астрономы изучали влияние ярких инфракрасных источников на детектор камеры PACS, установленной на космическом телескопе Herschel. Для этого они выбрали снимки, на которых был запечатлен Уран. В дальнейшим ученые обратили внимание, что телескопу также удалось зарегистрировать инфракрасное излучение от пяти спутников планеты. Заинтересовавшись, они провели более детальный анализ имеющихся данных.

Исследование показало, что крупнейшие спутники самого легкого гиганта на удивление хорошо удерживают тепло и сравнительно медленно остывают. По словам астрономов, в этом плане они схожи с карликовыми планетами вроде Плутона и Хаумеа (134340 Pluto, 136108 Haumea), обладающими шероховатыми ледяными поверхностями.

Схема орбит крупнейших спутников Урана и их инфракрасное изображение, сделанное обсерваторией Hershel. Источник: Credit: T. Müller (HdA)/Ö. H. Detre et al./ MPIA

Что касается внешних спутников Урана, большинство из которых движутся по ретроградным орбитам, то их характеристики серьезно отличаются и напоминают небольшие транснептуновые объекты. По мнению ученых, это подтверждает предположение о том, что они сформировались не вместе с планетой, а в какой-то момент были захвачены ее гравитацией.

По материалам: https://www.mpia.de