Hubble изучил тень протопланетного диска

В 2018 году космический телескоп Hubble осуществил съемку отражательной туманности, расположенной на расстоянии около 1300 световых лет от Солнца в созвездии Змеи. Ему удалось сфотографировать поразительный феномен — две темные конусообразные полосы, которые расходятся от формирующейся звезды HBC 672.

Эти полосы представляют собой тень, отбрасываемую протопланетным диском, которым окружена HBC 672. По сути, он является своеобразным «абажуром», блокирующим часть звездного света. В свою очередь, туманность, окружающая новорожденную звезду, выполняет роль стенки, на которую проецируется изображение.

Гигантская тень предоставила нам уникальную возможность изучить протопланетный диск HBC 672. Сам по себе он слишком мал, чтобы его мог разглядеть даже телескоп Hubble. Однако длина отбрасываемой им тени в 200 раз превышает поперечник Солнечной системы, что позволило ученым определить форму диска.

На протяжении 13 месяцев астрономы следили за тенью, и в конце концов, пришли к выводу, что окружающий звезду диск искривлен. Наиболее вероятная причина этого — присутствие массивной экзопланеты. Ее орбитальная плоскость должна быть наклонена по отношению к плоскости диска, а период обращения составляет не менее 180 дней, то есть большая полуось планетной орбиты, примерно соответствует среднему расстоянию между Солнцем и Землей.

Также возможно, что невидимым компаньоном HBC 672 является не экзопланета, а более крупный объект — коричневый или красный карлик. Но, исходя из общей толщины диска, исследователи все же склоняются к «планетной» версии.

По материалам https://www.spacetelescope.org