Астрономы нашли следы «пропавшей» нейтронной звезды

Новости астрономии, астрофизики и космологии

В 1987 году в Большом Магеллановом Облаке (БМО) вспыхнула сверхновая, получившая обозначение SN 1987A. Это событие считается одним из важнейших в истории современной астрономии — SN 1987A стала самой близкой подобной вспышкой, наблюдавшейся со времен изобретения телескопа.

Благодаря относительно небольшому по космическим меркам расстоянию, астрономы получили уникальную возможность изучить космический катаклизм во всех подробностях. Они пронаблюдали динамику изменения светимости звезды, стали свидетелями образования «светового эха» и последующих изменений остатка сверхновой.

Также стоит отметить, что нейтринным детекторам удалось обнаружить нейтрино, испущенные в процессе коллапса звездного остатка. Интересно, что они были зарегистрированы за несколько часов до того, как вспышка стала заметной в видимом диапазоне. Это объясняется тем, что возникшей внутри звезды ударной волне потребовалось некоторое время, чтобы пробиться через ее внешние слои. В то время, как практически не взаимодействующие с веществом нейтрино, смогли беспрепятственно проделать этот путь.

Изменения остатка сверхновой SN 1987A. Источник: NASA, ESA, and R. Kirshner (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics and Gordon and Betty Moore Foundation), and P. Challis (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics)

Однако во всей этой картине отсутствовал один элемент. Вспышка сверхновой была вызвана гравитационным коллапсом голубого сверхгиганта. Теоретические модели и результаты наблюдений SN 1987A говорили о том, что он должен был породить сверхкомпактный объект — нейтронную звезду. Однако на протяжении тридцати с лишним лет астрономы не могли ее отыскать. Этому мешали, окружающие место взрыва, плотные пылевые облака. Некоторые ученые даже начали сомневаться в правильности понимания эволюции звезд.

Но теперь в этом вопросе, судя по всему, поставлена точка. Используя массив радиотелескопов ALMA, международный коллектив исследователей сумел идентифицировать яркое пятно посреди пылевых облаков, окружающих SN 1987A. По мнению астрономов, оно соответствует расположению нейтронной звезды. Пыль полностью блокирует испускаемый ею свет, однако при этом нагревается и начинает излучать в субмиллиметровом диапазоне, доступном для наблюдений с помощью ALMA.

Предполагаемое место расположения нейтронной звезды, образовавшейся в результате вспышки сверхновой SN 1987A. Источник: Cardiff University.

По словам исследователей, они уверены в правильности своих выводов. Ученые надеются, что в будущем, по мере постепенно рассеивания пылевых облаков, они сумеют напрямую увидеть образовавшуюся в результате коллапса нейтронную звезду.