Главная Новости JWST прошел тест на раскрытие солнцезащитного экрана

JWST прошел тест на раскрытие солнцезащитного экрана

Космонавтика

Специалисты NASA провели успешное испытание системы раскрытия солнцезащитного экрана космического телескопа Джеймса Уэбба (JWST). Он был полностью развернут и помещен в положение, в котором будет находиться во время работы обсерватории.

Солнцезащитный экран JWST в полностью развернутом виде. Источник: NASA/Chris Gunn

Успех этого теста — очень хорошая новость для проекта. Дело в том, что солнцезащитный экран является одним из самых сложных и «капризных» элементов телескопа. Он состоит из пяти мембран, выполненных из материала каптон с алюминиевым напылением. Два верхних слоя также имеют дополнительное кремниевое покрытие. В полностью развернутом виде экран имеет площадь 300 м² (21,2×14,16 м), что больше теннисного корта для парной игры.

Экран необходим для пассивного охлаждения JWST. Поскольку телескоп будет вести съемку в инфракрасном диапазоне, для успешной работы температура его инструментов не должна превышать -223°C. В противном случае осуществлять наблюдения помешает тепло, испускаемое самим космическим аппаратом.

Но дело в том, что экран JWST слишком велик, чтобы влезть в грузовой отсек ракеты-носителя. Поэтому инженеры приняли решение сделать его разворачиваемым. Во время запуска он будет сложен в 12 раз, а после выхода обсерватории в космос — развернут при помощи специальной поддерживающей структуры.

К сожалению, создание механизма безопасного раскрытия экрана оказалось не самой простой задачей. Так, во время акустических испытаний, проведенных в 2017 г., расшаталась часть крепежных элементов, удерживающих слои мембраны. После других тестов в самой мембране были найдены небольшие разрывы. Эти проблемы стали одной из основных причин переноса запуска JWST с 2018 на 2021 г.